Остается ли Польша лидером экономической политики Вышеградской четверки — как минимум большой вопрос. Посмотрим, что думают о газопроводе «Северный поток — 2» наши соседи. Начнем с Чехии. Россия начала вести с ней переговоры, как только приступила к своему проекту. Цель проста: использовать чешские газопроводные сети для транзита газа. Сейчас они позволяют пересылать с востока на запад 55 миллиардов кубометров газа в год (почти в два раза больше, чем через Польшу).
Сотрудничество с Россией позволило чехам обезопасить себя от последствий возможного газового конфликта с Украиной. Уже сейчас 97% получаемого ими российского газа минует украинскую территорию. С экономической точки зрения это выгодная ситуация: газотранспортные сети могут стабильно работать, цена на сырье снижается, а Чехия закрепляет свой транзитный статус (через нее газ может идти в другие европейские страны).
Таким образом Прага извлекает выгоду из нового газового расклада в нашем регионе. Уже раньше появился газопровод «Газела», который позволяет транспортировать 30 миллиардов кубометров газа (столько же, сколько по польскому отрезку газопровода «Ямал — Европа») между границами Саксонии и Баварии, а также нарастить объем поставок в Словакию. Благодаря соглашениям с россиянами компания «НЕТ4ГАЗ (NET4GAS) развивает газотранспортную систему, чтобы получать сырье из идущего по немецкой территории наземного продолжения «Северного потока — 2» (EUGAL). Будет построен новый 150-километровый отрезок, который даст возможность довести объем поставок до 40 миллиардов кубометров и заработать на транзите сырья на юг Европы.
Два года назад президент Земан (Miloš Zeman) полностью поддержал идею строительства «Северного потока — 2» и сообщил, что «Чешской Республике он принесет прибыль на уровне миллиарда евро». Земан также прямо высказался о Польше: „«Проект „Северный поток — 2" соответствует экономическим интересам Чехии. Мне понятно огорчение наших польских соседей: трубопровод пройдет по дну Балтийского моря, так что платы за транзит их страна не получит». Он также коснулся роли Соединенных Штатов: «Я не вижу ни малейших причин, по которым „большой заокеанский брат" мог бы высказываться на эту тему. СПГ как минимум на 30% дороже российского газа. Главное — цена. Разброс цен слишком велик, чтобы его не замечать».
Премьер-министр Бабиш (Andrej Babiš) избегает столь радикальных заявлений, но тоже не критикует российский газопровод. Причина проста: глава чешского правительства — крупный предприниматель, ведущий дела в собственной стране и понимающий законы бизнеса. Его «Агроферт» — это один из основных покупателей газа в Чехии и Словакии. Разумеется, премьеру приходится действовать тонко, чтобы не навлечь на себя гнев СМИ, телевизионных «экспертов», политиков и аналитических центров, то есть всех тех, кто отстаивает интересы «международного сообщества». Их давление испытал на себе министр Ян Младек (Jan Mládek), который открыто поддержал «Северный поток — 2», а потом, столкнувшись с волной критики, был вынужден совершить сальто назад и отказаться от своих слов.
Когда от выразителей американских интересов «отбиться» не удается и приходится подписывать протесты против газового сотрудничества между Европой и Россией, чехи заявляют прямо: «Мы готовы поддержать только мягкий вариант документа». При внедрении новых европейских законодательных инициатив, направленных против «Северного потока — 2», Прага предложила придерживаться совершенно разумного принципа «закон не имеет обратной силы», то есть не распространять новую директиву на уже строящиеся газопроводы.
Природа не терпит пустоты: мы возводим вокруг России санитарный кордон, а наши союзники по Вышеградской четверке стараются укрепить экономику своих стран и не поддаться давлению из-за океана. Наши южные соседи не оглядываются на США, хотя те регулярно угрожают, вводят санкции и придумывают законы, вводящие наказания за энергетическое сотрудничество с Россией. И только Польша выполняет все требования гегемона, несмотря на то что от этого серьезно страдают наши национальные и экономические интересы. В следующем номере поговорим о Венгрии.