В июне 1944 года Красная Армия нанесла решающий урон вермахту на восточном фронте.
Мероприятия по случаю 75-й годовщины высадки союзников в Нормандии прошли помпезно. Почтенные ветераны войны под аплодисменты выстроились на сцене, двое из них, как в 1944 году, даже вновь десантировались с парашютом. Французский президент Эммануэль Макрон по-английски произнес слова благодарности за освобождение родины, его американский коллега Дональд Трамп зачитал молитву Франклина Рузвельта. Еще в 1994 году — по случаю 50-летнего юбилея — празднования проходили в секторах высадки под названиями Юта, Омаха, Голд, Сворд и Джуно. Спустя десять лет все повторилось, и в 2014 году государственные деятели снова были на месте в нужное время.
Празднования по случаю высадки союзников в Нормандии стали неотъемлемой частью международной культуры памяти. Операция «Оверлорд» была, в общем-то, впечатляющей. Свыше 6 тысяч военных кораблей перевезли более миллиона солдат — американцев, британцев и канадцев, французов, поляков и других — через Ла-Манш. В военном плане высадка означала возвращение союзников к активным военным действиям на суше в Европе. Символически и психологически она показала, что демократические западные союзники ценой человеческих жизней вносят свой вклад в освобождение Европы. Через одиннадцать месяцев после высадки союзников в Нормандии Третий Рейх капитулировал.
Более значима, чем высадка?
Из-за всех празднований в Европе забывают, что практически одновременно с операцией в Нормандии началось наступление СССР, которое в результате имело, пожалуй, еще большее значение для поражения немцев, чем высадка союзников. Германия понесла невосполнимые потери живой силой и техникой, и это сыграло решающую роль в ослаблении Третьего Рейха. Но прежде всего Рейх за несколько недель потерял стратегическую глубину. 1 августа 1944 года советские войска достигли границ Германии в районе Восточной Пруссии. Идущим из Нормандии западным союзникам это удалось лишь в ноябре. Солдаты Сталина теперь наступали за пределами границ СССР, из войны освобождения собственных территорий их марш превратился в расширение советско-коммунистической сферы влияния.
На Восточном фронте после проигранных Сталинградской и Курской битв немцы окончательно заняли оборонительные позиции. Во второй половине 1943 года Красная армия освободила Украину. В начале 1944 года немцы прекратили блокаду Ленинграда. Но сегодняшняя Белоруссия и большая часть Балтики оставались под немецкой оккупацией. Здесь располагалась группа армий «Центр», одно из последних невредимых крупных соединений вермахта. На ее укрепления 22 июня 1944 года — в третью годовщину нападения Гитлера на Советский Союз — наступала Красная армия с 1,4 миллионами солдат. Это была операция «Багратион». Несколькими днями ранее партизаны значительно активизировали диверсионную деятельность против Германии. Группа армий «Центр» не смогла выстоять под натиском.
3 июля был освобожден Минск, столица Белоруссии. В конце июля Красная Армия дошла до расположенных к востоку от Вислы пригородов Варшавы и заняла позиции глубоко в Польше. В некоторых случаях советские танковые колонны проходили за пять дней до 500 км.
Потери немцев были огромны. За 14 дней вермахт потерял 350 тысяч убитыми, ранеными и пленными. Операция «Багратион» стала первым наступлением, в ходе которого Советский Союз взял такое большое количество пленных: согласно оценкам, их было 250 тысяч, в том числе 22 генерала. Словно в древнеримском победном шествии, Сталин отдал приказ провести по улицам Москвы 50 тысяч военнопленных под охраной солдат. Процессия продолжалась три часа в разгар августовской жары. Миру нужно было показать: Германия сломлена, победа близка.
Василий Ермоленко, радист Красной Армии, отметил в дневнике, что среди немецких военнопленных было много подростков и пожилых людей. «Они вызывают сочувствие. Они выглядят как банковские служащие, многие в очках. Без сомнения, немцы сейчас мобилизуют всех!» Было ясно — Германия долго не продержится. Черчилль в мемуарах охарактеризовал победу Советского Союза как «…эпос бурного успеха».
«Американизация войны»
Праздничные мероприятия по случаю операции «Оверлорд» контрастируют с молчанием вокруг «Багратиона». Сегодняшнюю путинскую Россию упрекают в инструментализации памяти о Второй мировой войне в целях сохранения режима. Это, без сомнения, так. Но празднования годовщины высадки союзников в Нормандии закрепляют картину, которая становится все более «американской» и сокращает войну до нескольких событий, театров военных действий и участников. Такие фильмы, как «Спасти рядового Райана», и компьютерные игры серии Call of Duty лишь усиливают это впечатление.
В 1945 году во Франции впервые прошел опрос о том, какая страна внесла наибольший вклад в победу над Германией. 60% назвали Советский Союз. В 2015 году был вновь проведен тот же самый опрос — и вот с почти 60% впереди оказались США. Опросы в других странах показывают схожие результаты. При этом каждые двое из троих немецких солдат с 1941 года сражались на Восточном фронте, четверо из пятерых погибших немцев пришлись на советского противника.
Речь не о том, чтобы причислять отдельным странам или отдельным театрам военных действий доли в победе над Гитлером в ходе войны. Разгром гитлеровской Германии стал возможен благодаря комбинации разных факторов. Но картина Второй мировой войны все больше деформируется под воздействием медийных продуктов и лишь ограниченно связана с историческими фактами. Если памятные мероприятия должны играть роль предостережений, чтобы люди делали определенные выводы из истории, то понимание полного контекста событий важнее всего.