Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разрушители Совета Европы: как остановить западные столицы за шаг до рокового подарка Кремлю (Европейская правда, Украина)

© РИА Новости Владимир Федоренко / Перейти в фотобанкДелегаты в зале на пленарном заседании зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
Делегаты в зале на пленарном заседании зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время визита во Францию Владимир Зеленский получил от президента Макрона категорическое «нет» в ответ на просьбу поддержать Украину в Совете Европы. Более того, Макрон четко заявил: Франция будет делать все для снятия санкционного давления с России в ПАСЕ. Редактор «Европейской правды» считает, что «речь идет о самом существовании Совета Европы». А еще в его статье набор «рекомендаций», как избежать «прощения» России.

Визит Владимира Зеленского во Францию доказал, что его искреннее восхищение французским коллегой еще не гарантирует ничего в двусторонних отношениях: Франция готова к контактам, но не будет поступаться собственными интересами. Макрон ответил категорическим «нет» на просьбу поддержать Украину в Совете Европы и впервые четко заявил: Франция будет делать все для снятия санкционного давления с России в ПАСЕ.

И Франция — не единственная, кто стремится к этому. Многие западные государства не скрывают точно такую же позицию и будут работать на возвращение россиян в Ассамблею уже на критически важной июньской сессии, которая стартует 24 июня. Ядро этой политики составляют Германия и Франция. Даже благосклонные к Украине дипломаты из этих стран в разговорах с экспертами признают, что это — часть их государственной политики.

Но это еще не повод смириться и «ждать поражения».

Во-первых, в Германии и Франции, в Бельгии и Нидерландах есть и колеблющиеся депутаты. А значит, есть шанс убедить их если не поддержать нас, то хотя бы не голосовать за «прощение» россиян.

Во-вторых, до сих пор остается неопределенной глубина снятия санкционного давления с российской делегации. «Остатки» санкционного механизма все равно должны сохраниться, но их объем депутаты определят на сессии. Если не будет публичных возражений со стороны Украины, это может усилить «глубину прощения» России.

В-третьих, ставки слишком высоки. Речь идет о самом существовании Совета Европы — или о его разрушении, к которому могут привести действия Запада. Обо всем этом — в нашей статье.

Аргументы Запада

Чтобы говорить с Западом, чтобы убеждать его, надо понимать, что же определяет его действия. Будет большой ошибкой сводить все к «борьбе за российские деньги в бюджете Совета Европы». Конечно же, это не так! Несколько десятков миллионов евро российского взноса — это капля, которая не способна сформировать европейскую политику. Сравним, например, с объемом товарооборота между РФ и ЕС: это около 250 миллиардов евро в год, в 10 тысяч раз больше!

Позиция Запада — комплексная. Там играют роли и лоббисты РФ, и те, кому надоела война, но ведущую роль играет то, что западные политики, особенно немцы, порой искренне исповедуют «стремление к диалогу» и верят, что это способно успокоить агрессора (ведь этот агрессор напал не в них).

Аргументы тех, кто выступает за «прощение» российских депутатов, основываются на трех главных тезисах.

1) Если не снимем санкционное давление — Россия выйдет из Совета Европы, и 140 миллионов российских граждан потеряют доступ в Европейский суд по правам человека, который компенсирует недостаток правосудия в РФ.

2) Все гражданское общество, все правозащитники России — против выхода и просят его остановить любой ценой.

3) Совет Европы не является площадкой для решения территориальных конфликтов. Даже специализированные ООН и ОБСЕ не могут справиться с ними, а следовательно, и Страсбургу стоит отложить их в сторону для сохранения диалога с Россией.

Для начала стоит остановиться на последнем тезисе о якобы непригодности площадки Совета Европы для разрешения конфликтов.

Она редко звучит на международных переговорах, но очень важна во внутренних дискуссиях в той же Германии, Франции и так далее. Поэтому Украине нужно избегать заявлений, усиливающих этот аргумент ее противников. Пример неэффективной риторики — комментарии президента Зеленского в Париже о том, что «мы не можем и говорить» о снятии санкционного давления в ПАСЕ, пока нет полной деоккупации Крыма и Донбасса. Этот подход правильный, когда речь идет об экономических санкциях против России — при этом в ПАСЕ даже в действующих решениях говорится о возможности смягчить давление в случае ощутимых шагов навстречу со стороны РФ.

Что могут сделать украинцы?

Последние дни перед голосованием в ПАСЕ — критически важные.

У общественных активистов, правозащитников, действующих депутатов ВР, имеющих европейских знакомых, а особенно — у представителей украинской диаспоры в европейских странах еще есть шанс обратиться к тем депутатам ассамблеи, с которыми они знакомы лично, поддерживают рабочие контакты, или к тем, которые избраны от их государств (перечень членов ПАСЕ с разбивкой по странам можно посмотреть на сайте ассамблеи).

И чтобы такое общественное лоббирование было эффективным, надо знать аргументы, способные работать.

Все они — в этом тексте.

Один из этих аргументов мы уже упомянули: ПАСЕ готовится к «прощению» российских депутатов, несмотря на то, что сами они прямо говорят: никаких шагов навстречу СЕ с их стороны не будет. Так вы говорите, что диалог с РФ важен? Мы согласны.

Но капитуляция перед шантажом России — это не диалог.

Вместо взаимных шагов России и Совета Европы речь идет об односторонних уступках как следствии шантажа. Тем самым мы легитимизируем шантаж как действенный инструмент политики РФ.

Каким может быть первый шаг РФ, который показал бы их желание сотрудничества? Как минимум, это безусловное освобождение всех незаконно удерживаемых граждан Украины в России и на оккупированных украинских территориях Крыма и Донбасса и отказ в паспортизации в Донбассе, что означает ползучее признание Россией этих подконтрольных и подотчетных ей самой территорий.

Идем дальше. Что делать с аргументом о выходе России из СЕ и, как следствие, потере доступа россиян в ЕСПЧ?

Во-первых, сама возможность этого выхода на самом деле — под большим вопросом. Украина точно не будет его инициировать. Нам самим надо сохранить давление ЕСПЧ на Россию, ведь впереди — рассмотрение межгосударственных и индивидуальных жалоб на Россию из-за ее действий в Крыму и на Донбассе.

Не существует и четких подтверждений, что Москва сама планирует выйти из Совета Европы, ведь изоляция невыгодна самой России. А у Совета Европы нет обязательств исключать РФ, и он может бесконечно долго сохранять ее членом организации даже без уплаты взносов. Мы же надеемся, что Европу беспокоят не 30 миллионов евро российского взноса, не так ли? Этот аргумент вполне может сработать.

И наконец, важно снова и снова напомнить, что по ключевым вопросам решения ЕСПЧ в России просто игнорируют.

Теперь — о просьбах российских правозащитников.

Действительно, существует публичное обращение российских правозащитников с просьбой простить российскую парламентскую делегацию ради выгод для общества. Но есть и противоположное мнение.

Одна из самых авторитетных правозащитных организаций РФ, «Мемориал», даже выпустила заявление с объяснением, почему она против подписания такого письма. По мнению организации, безусловное возвращение РФ в Совет Европы будет «иррациональным и недальновидным шагом», подрывающим авторитет и смысл работы Совета Европы. «Мемориал» поддержал ряд других общественных активистов. Итак, единодушной просьбы россиян просто не существует.

Не менее важна позиция украинских правозащитников, которые в начале июня подписали обращение о недопустимости безусловного возвращения России.

«…Безусловное возвращение российской делегации в ПАСЕ выглядит моральной капитуляцией Совета Европы… Это не поддержка российского гражданского общества, а удар по его ценностям и моральным принципам, фактически распространение и умножение безнаказанного зла», — говорится в этом документе.

Так какие основания у Запада «слышать» просьбы части правозащитников из РФ и одновременно игнорировать мнение их украинских коллег? Неужели российское гражданское общество для Берлина и Парижа значит больше, чем украинское?!

Остановиться перед пропастью

Это были контраргументы на доводы «друзей России», которые все громче звучат в европейских столицах. Но есть еще несколько важных аргументов, которые могут повлиять на европейских политиков. Вот они:

— Снятие санкционного давления приведет к легитимизации «депутатов РФ», избранных в Крыму

Это крайне важный аргумент. Отменив санкционную процедуру по той схеме, что рассматривается сейчас, ПАСЕ лишит себя единственной возможности остановить делегацию РФ, если из Москвы пришлют в Страсбург нескольких крымских «депутатов». ПАСЕ будет вынуждена признать их «законность», это произойдет автоматически и это может произойти уже в следующем году!

Германия и Франция и их партнеры должны ответить сами себе: хотят ли они стоять у истоков решения, которое начнет легитимизацию аннексии?

— Забудем о меньшинстве?

Процедуру, по которой оспаривали полномочия РФ, значительно чаще применяют с другой целью — для контроля за государствами, не имеющими равноправного представительства различных фракций в делегации в ПАСЕ. К примеру, если у власти в парламенте какой-то страны — 50% голосов, а в делегации в ПАСЕ представителей этой партии 70%, то можно быть уверенным: все делегацию лишат прав, пока она не приведет состав делегации в соответствие с реалиями. То же самое — если процент женщин в делегации будет значительно ниже реального. «Убив» санкционную процедуру, ПАСЕ ставит крест на этой практике.

— Снятие ограничений с других государств

Среди членов Совета Европы есть государства, где с правами человека не все хорошо — и это не только Турция или Азербайджан. Опасность публичного давления со стороны ПАСЕ является для них одним из сдерживающих элементов.

Убив санкционный механизм, Запад даст четкий сигнал этим государствам: запретов нет.

А какой смысл соблюдать правила, бороться за верховенство права и т.д., если наказание отменено?

Есть свежий пример, иллюстрирующий, что потеряет мир, если Берлин и Париж доведут задуманное до конца.

Это — пример мирного, бескровного разрешения кризиса в Молдове, о котором «Европейская правда» так много писала в последние дни.

Решающим аргументом, который позволил изменить власть в этом государстве, стала уверенность всех игроков в том, что Венецианская комиссия на 100% признает неправовым роспуск тамошнего парламента. Именно поэтому США встали на сторону нового правительства и убедили олигарха Плахотнюка отдать власть.

Эта история не закончилась бы так быстро, если бы не авторитет Совета Европы. Пока — неоспоримый. Но как только СЕ поступится ценностями в пользу прагматизма — он потеряет статус незаангажированного арбитра для тех государств Восточной Европы, которые еще сохраняют веру в СЕ (на Россию, кстати, это никак не повлияет. Там позиция «Венецианки» и других структур Совета Европы уже давно никого не интересует).

Подытоживая, можно, к сожалению, сказать следующее: в случае безусловного возвращения РФ будет уничтожен не только нынешний имидж авторитетной организации. Вслед за ним может уйти в небытие и Совет Европы как таковой.

И очень хочется верить, что большинство депутатов ПАСЕ в последний момент это поймут — и остановятся перед пропастью.