Он хочет национализировать БМВ, запретить немцам владеть больше, чем одним жильем, и у него нет никакого профессионального опыта. Тем не менее 29-летний Кевин Кюнерт (Kevin Kühnert) — именно тот, кто может оттеснить Ангелу Меркель от власти.
Есть одна шведская поговорка, которую я никак не могу выбросить из головы: «И маленькая кочка большой воз своротить может». Не то, чтобы я считала Кевина Кюнерта «маленькой кочкой» (хотя он действительно небольшого роста), а Ангелу Меркель — большим возом, но он явно мало что из себя представляет по сравнению с женщиной, которая уже возглавляла страну, когда он еще учился в школе.
Так чем же молодой человек, которому нет еще и 30, который не доучился в университете и которому особо нечем похвастаться в резюме, кроме как тремя годами работы в колл-центре, может угрожать одному из самых могущественных политиков мира?
Чтобы понять, что сейчас происходит в Германии, нужно знать несколько вещей. Во-первых, немецкая социал-демократия переживает полный коллапс. Социал-демократическая партия Германии была основана еще в 1863 году, и раньше она чувствовала себя практически так же уверенно, как аналогичная партия у нас, в Швеции. Но по результатам выборов в Европарламент в конце мая СДПГ удалось набрать всего 15,8% голосов. Это ужасный результат — худший за всю историю существования партии.
Но нет такой ситуации, которая не может стать еще хуже. С тех пор рейтинг социал-демократов упал еще ниже. Согласно последним исследованиям общественного мнения, СПДГ не наскребает и 12%, на 15% отставая от партии «Зеленых», своего прежнего младшего партнера в правительстве. Это настоящее унижение для партии, которая раньше была основной государства. Представьте себе, что почувствовали бы шведы, если бы шведская Партия зеленых внезапно стала в два с лишним раза больше, чем партия Улофа Пальме и Таге Эрландера!
Кроме того, важно учитывать, что социал-демократы сейчас заседают в коалиционном правительстве вместе с христианскими демократами Ангелы Меркель — это в высшей степени неудобный брак по расчету, на который партия была более или менее вынуждена пойти, после того как Германия более полугода после выборов оставалась без правительства.
Но какое это имеет отношение к Кевину Кюнерту и Ангеле Меркель, и почему нас вообще должно это волновать?
На второй вопрос ответить легко. Германия — крупнейшая экономика ЕС и важнейший торговый партнер Швеции. Когда немцы занимаются решением внутренних проблем и заняты только собой, не просто замирает работа ЕС, но и откладываются на потом инвестиции и реформы, что очень сильно бьет по шведским предприятиям. Новый период политической неопределенности в Германии — плохая новость для нас.
А Германия, похоже, движется в сторону досрочных выборов. В начале июня лидер Социал-демократической партии Германии Андреа Налес (Andrea Nahles) сдалась и выбросила белый флаг. Она была одной из движущих сил при создании большой коалиции с партией Меркель и должна была обновить немецкую социал-демократию.
Но это ей не удалось, и сейчас партии нужен новый лидер. Ваш выход, Кевин Кюнерт.
29-летний молодой человек — председатель молодежного союза СПДГ «Юсос» (Jusos). Он прославился на всю Германию, когда решил протестовать против коалиции с Меркель. Его очень полюбили в СМИ, он популярен среди молодежи и постоянно участвует в теледебатах.
Он принадлежит к левому крылу партии, и его интервью газете «Цайт» (die Zeit) в прошлом месяце наверняка заставило многих правых социал-демократов подавиться утренним кофе. Председатель «Юсоса» заявил, что хочет коллективизировать все крупные предприятия, а также запретить немцам владеть более чем одной квартирой или домом.
«Для меня неважно, будет ли БМВ называться „государственным предприятием" или „кооперативом"», — сказал Кюнерт, после чего «Шпигель» (Der Spiegel) написала длиннющий репортаж о том, что он может стать лидером партии и что именно к нему теперь должна приспосабливаться СПДГ.
Хотя некоторые силы и пытаются помешать ему занять самый высокий партийный пост, именно Кюнерт задает уровень поискам преемника для Андреа Налес.
Кто бы ни стал новым председателем партии, из-за сильного падения популярности СПДГ ему будет трудно настаивать на сохранении коалиции с Меркель.
Так что будущее коалиционного правительства, а значит, и Ангелы Меркель, выглядит мрачно. Канцлер дала понять, что не собирается выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах.
Теперь понимаете, почему эта поговорка никак не выходит у меня из головы? И маленькая кочка большой воз своротить может.