Авангард — страны, которые хотят более глубокой интеграции и готовы к ней.
Ядро ЕС, состоящее из политических ценностей и единого рынка, открытого для расширения.
Более широкая Европа, или совокупность европейских стран, не являющихся членами, но которые хотят иметь углубленные отношения с ЕС (с или без последующего присоединения к ним).
Эти три уровня можно рассматривать как целостную и динамическую систему, а также как элементы процесса, который будет длиться вечно или, как минимум, настолько долго, насколько мы можем предсказать.
Авангард Европы
Идея авангарда ЕС была сформулирована еще в 1994 году, однако стала реальностью лишь после введения евро, Шенгена и новых инициатив по защите/PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество), которые не включают всех 28 членов.
Да, система евро постоянно развивается и нуждается в дальнейшем развитии. Банковский союз и отдельная бюджетная линия для стран еврозоны уже находятся на повестке дня.
В свою очередь, раздается все больше призывов (в частности, от президента Макрона) о необходимости ограничить членство в Шенгенской системе, чтобы она наиболее соответствовала приоритетам в сфере политики иммиграции и предоставления убежища.
Что касается системы обороны, то она только начинает формироваться, но как только она станет эффективной, тогда все страны-члены разделятся на тех, кто имеет возможность и политическую волю прибегнуть к военным действиям, и на тех, кто их не имеет.
Шестнадцать стран-членов, находящихся во всех трех «клубах с ограниченным членством», на практике могут считаться авангардом (все шесть государств-основателей и десять стран, присоединившихся позже).
Ядро ЕС
Ядром являются все компетенции ЕС, кроме тех, которые касаются авангарда. Ядро ЕС состоит из институций, корпуса европейского права, применяемого ко всем государствам-членам, европейским политическим ценностям и — функционально — массивному единому рынку и связанных с ним элементам.
Ядро ЕС не следует рассматривать как статическое.
Речь идет об учете количества населения государств-членов при принятии решений ЕС.
Значительная часть решений в ядре ЕС, в частности в отношении единого рынка, проводится путем голосования квалифицированным большинством. Существующую обеспокоенность, что несколько небольших новых государств-членов могут разрушить управление Ядром ЕС, на этот момент можно считать снятой.
Кроме того, пройдет довольно много времени, прежде чем новые страны-члены смогут присоединиться к Авангарду.
Более широкая Европа
Более широкую Европу можно рассматривать как третий уровень европейского будущего. Она должна занять место устаревшей ныне политики соседства, которую запустили 15 лет назад.
Более широкая Европа объединила бы все европейские государства, не входящие в состав ЕС, но которые серьезно заинтересованы в углублении интеграции с ЕС с или без членства с ним.
Это была бы концепция политики для 15-ти государств, входящих в Европейское экономическое пространство (EEA) / Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA), Балканских государств, только что ассоциированных государств Восточной Европы, а также, если они того пожелают, для Турции с реформированным таможенным союзом и Великобритании после Брексита (если он состоится).
Современная политическая доктрина и административная практика в ЕС заключаются в сохранении всех этих групп соседних государств в отдельных корзинах. В реальности же ЕС де-факто строит одно общее пространство соседства на основе комплексной политики единого рынка, открытого для участия всех европейских государств, желающих углубленно интегрироваться с ЕС.
И хотя правовые инструменты различаются в некоторых своих деталях для каждой из групп, общая совместная основа конкретно заключается в:
— углубленной свободной торговли в идентичных, но разных форматах: Европейская экономическая зона (ЕЭЗ), Соглашения о стабилизации и ассоциации (ССА), Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ);
— общих технических стандартах для промышленных и агропродовольственных товаров;
— таможенном сотрудничестве;
— энергетике, окружающей среде, транспорте, финансовых рынках и других отраслевых политиках;
— безвизовом режиме;
— образовательных и культурных программах;
— участии во многих агентствах и программах ЕС;
— бюджетных грантах или взносах;
— Европейском инвестиционном банке (ЕИБ) и инвестиционном финансировании ЕБРР.
Чем конкретно широкая Европа будет отличаться от того, что мы имеем сейчас?
Можно с уверенностью сказать, что она не означает объединение действующих Соглашений об ассоциации (EEA, УВЗСТ, УСА и т. п) в один большой новый договор, что было бы чрезвычайно тяжелой, политически невыполнимой и ненужной задачей.
Основной целью таких действий должно стать поднятие общей экономической интеграции на очень высокий уровень и укрепление политической идентичности региона перед внешними стратегическими вызовами.
А как насчет внешних границ этой более широкой Европы?
«Другие» три страны Восточного партнерства (Армения, Белоруссия, Азербайджан) могут быть наблюдателями процесса или избирательно стать ассоциированными для осуществления различных мероприятий (например, Азербайджан — в сфере энергетики).
Среди стран Южного Средиземноморья только Марокко и Тунис смогли и захотели принять участие в переговорах о возможности создания УВЗСТ, но, похоже, обе страны оценивают сейчас этот шаг как таковой, что выходит за рамки их интересов. Они, тем не менее, также могут быть наблюдателями или участниками отдельных видов деятельности.
Остальная часть арабского мира создает огромные вызовы для Европы, эти страны входят в другую категорию и должны рассматриваться соответственно.
Стратегические вызовы
Более широкая Европа может стать вполне мирной реакцией на вызовы России и Китая на границах с ЕС.
Российский вызов остается наиболее агрессивным и стремится подорвать европейские ориентиры и ценности в самом ЕС, а также в более широкой Европе.
Выдача паспортов на неконтролируемом Донбассе, объявленная на следующий день после избрания Владимира Зеленского президентом Украины, стала громким напоминанием об этом, если такое напоминание вообще нужно.
Китай вызвал обеспокоенность своей спорной инициативой 16+1, которая охватывает 11 стран ЕС и пять Балканских государств. Инициатива 16+1 и связанная с ней глобальная инициатива «Один пояс, один путь» получают огромную популярность.
Но для более широкой Европы эта инициатива не является выгодной из-за того, что ЕС это уже сделал и может даже лучше сделать под брендом более Широкой Европы (которую можно считать европейской аналогией 16+1, хотя лучше оставить этот бренд Китаю).
Посмотрим на факты. Самые слабые из «16» экономик практически ничего не экспортируют в Китай. Зато экспорт Китая в эти страны превышает импорт в среднем в 15 раз, а для пяти Балканских государств — в 35.
Для сравнения, экспорт ЕС в «16» больше только в 1,5 раза чем импорт из этих стран, причем этот торговый дефицит и так в значительной степени финансируется за счет грантов ЕС. Экспорт этих стран в ЕС в среднем в 60 раз больше, чем в Китай.
Трехуровневая Европа
Авангард, ядро ЕС и более широкая Европа является тремя уровнями, между которыми существует текучесть — возможность для отдельных стран подниматься на уровень выше, в зависимости от политической воли и успешности государства.
Эта структурная концепция практически находится в непосредственной близости и может быть выстроена следующей Еврокомиссией.
Уровень более широкой Европы будет главной инновацией, поскольку авангард укрепляется, а ядро ЕС существует, даже не имея такого названия.
Важно, что основные составляющие более широкой Европы в значительной мере уже существуют и их можно применить к четко артикулированному бренду «Широкая европейская зона экономической и политической интеграции», который перехватит эстафету у устаревшей политики соседства.
Целостность трех уровней интеграции является самой существенной чертой. Она явно контрастирует с существующей привычкой обсуждать будущее ЕС со ссылками на авангард, при этом рассматривая остальную Европу, не входящую в ЕС, как нечто далекое и несоприкасающееся, и, как следствие, вынося ее за границы дискуссии.
И, наконец, серьезно организованный третий уровень имеет стратегический потенциал для внешней политики и политики безопасности ЕС, учитывая российские и китайские вызовы, которые не получили до сих пор адекватной реакции.