Рано утром в четверг Иран сбил беспилотный летательный аппарат США над Ормузским проливом, который соединяет Персидский залив и Оманский залив. По сообщению Ирана, это был RQ-4A Global Hawk («Глобальный ястреб»), беспилотный летательный аппарат стоимостью 220 миллионов долларов для наблюдения с воздуха. Атака привела к обострению напряженности между США и Ираном — беспилотник не только дорог, но и содержит передовые технологии.
В четверг Корпус стражей Исламской революции заявил, что беспилотник производства компании «Нортрoп Грумман» (Northrop Grumman) — элемент многомиллиардной программы, запущенной в 2001 году, — вошел в воздушное пространство Ирана и упал в иранских водах. Центральное командование США подтвердило время и общее место атаки, но настаивает на том, что беспилотник находился в международном воздушном пространстве.
Ранее на прошлой неделе США обвинили Иран в нападении на два танкера в Оманском заливе. США также заявили, что Иран попытался сбить еще один беспилотник — MQ-9 Reaper («Жнец»), — но потерпел неудачу. Пентагон также обвинил Иран в нападении на беспилотник Reaper в Йемене две недели назад, которое привело к гибели аппарата. Атаку в четверг, чей мишенью стал более крупный и дорогой беспилотник-шпион, можно считать признаком эскалации.
«Здесь много нюансов, и мы, вероятно, знаем не все из них, — объясняет Томас Карако (Thomas Karako), директор проекта по противоракетной обороне Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). — Этот разведывательный беспилотник гораздо крупнее и дороже, у него больше высота и гораздо шире возможности. Если аппарат сбит в международном воздушном пространстве над международными водами, это повлечет за собой симметричный ответ».
Беспилотники Global Hawk — крупные платформы для наблюдения, на службе с 2001 года. Их размах крыльев 40 метров, а взлетная масса 16 тонн, — это примерно семь контейнеров кокаина. Благодаря дальности свыше 22 тысяч километров и потолку свыше 18 тысяч метров беспилотник может оставаться в воздухе 34 часа без дозаправки. Оружия Global Hawk не несет: его ценность заключается в сочетании дальности, широты обзора и мощных датчиков для наблюдения за сухопутными войсками и флотом. По данным Управления по подотчетности правительства, полная стоимость одного такого беспилотника со всем оснащением подчас превышает 220 миллионов долларов.
Данный Global Hawk, вероятнее всего, был типичной рабочей лошадкой для наблюдения, считает Франке, а сбили его по геополитическим причинам, а не с конкретной целью технической разведки. Остается неясным, можно ли восстановить хотя бы части дрона или же он был уничтожен целиком. Вспоминается случай, как Иран в декабре 2011 года захватил американский беспилотник RQ-170 Sentinel («Страж»), после чего заявил, что копировал его технологию с помощью реверсивного проектирования. Считается, что беспилотники Sentinel используют технологию малой заметности. В прошлом году израильские военные заявили, что перехватили иранский беспилотник, который, по-видимому, и был копией Sentinel.
Чтобы установить, влетел ли беспилотник в иранское воздушное пространство, надо, чтобы США предоставили подробные данные о траектории полета. «Согласятся ли они на публикацию этих сведений или нет, это решение политическое, — отмечает Карако. — Пока же Центральное командование настаивает, что аппарат находился в международном воздушном пространстве».
На какой высоте летел беспилотник в момент атаки, до сих пор неясно, но, находись он в верхнем воздушном пространстве, сбить его было бы сложнее. Тем не менее Франке подчеркивает, что технические возможности для этого у Ирана имеются.
«Выигрышный момент беспилотников Global Hawk в том, что они летают высоко и их трудно сбить. Не то чтобы это совсем невозможно, но для этого нужна политическая решимость», — отмечает Франке.
В ответ президент Дональд Трамп по горячим следам твитнул: «Иран допустил очень большую ошибку!» Впрочем, позднее он несколько смягчился, заявив: «Мне трудно поверить, что это было сделано намеренно». Аналитики отмечают, что сбить беспилотник Ирану вполне по силам, однако для этого потребовалась бы ракетная система класса «земля-воздух» с радиолокационным управлением — вроде «Куб» или «Бук-М12», которые Ирану предоставила Россия. Обычный универсальный ПЗРК теплового наведения по цели на такой высоте не попадет. Таким образом, случайно сбить такой беспилотник не выйдет — надо очень и очень постараться.