Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Eurasia Review (США): оценка военного присутствия России в Латинской Америке

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкУчения наркополиции России и стран Латинской Америки «Шторм-2014» в Карибском море
Учения наркополиции России и стран Латинской Америки «Шторм-2014» в Карибском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор статьи считает, что растущее присутствие России в странах Латинской Америки слишком долго не подвергалось подробному анализу. Он взял на себя труд исправить эту ошибку, и в результате появились вполне банальные рассуждения на заезженную тему о «российской угрозе» — на этот раз она связана с растущим влиянием России в Никарагуа, Венесуэле и на Кубе. Автор встревожен: это «вызов интересам США» в регионе.

Внутренние проблемы и внешние связи латиноамериканских стран зачастую не привлекают к себе особого внимания правительства США или средств массовой информации до тех пор, пока дело не доходит до какого-нибудь по-настоящему серьезного кризиса. Вот почему растущее присутствие Российской Федерации в регионе долгое время не подвергалось подробному анализу. Роль Москвы в кибератаках в Эстонии, пятидневная война в Грузии, отправка «зеленых человечков» на Украину и аннексия Крыма подтверждает вывод, что сегодня Россия пытается использовать нетрадиционную тактику ведения войны в Западном полушарии. Укрепляя военные отношения с такими государствами, как Венесуэла, Куба и Никарагуа и ставя себе целью ослабление Запада, Россия создает угрозу региональной динамике и присутствию США в Латинской Америке.

Россия в Венесуэле

Присутствие России в Венесуэле значительно возросло в результате тесных отношений, сложившихся между президентами Владимиром Путиным и Уго Чавесом (Hugo Chávez). Этот альянс сформировался на фоне ухудшающихся отношений между США и Венесуэлой — большую роль здесь сыграла неистовая антиамериканская риторика Чавеса и его связи с кубинским коммунистом Фиделем Кастро (Fidel Castro). В то время как российско-венесуэльская сделка по поставкам вооружений на сумму 2,9 миллиарда долларов США в 2006 году способствовала укреплению упомянутых отношений, она еще больше ослабила связи Каракаса с Соединенными Штатами. С этого момента дружба Чавеса и Путина только крепла, о чем свидетельствует активное военное взаимодействие двух стран, имевшее место тогда и продолжающееся при Николасе Мадуро (Nicolás Maduro). Так, в сентябре 2009 года, после того, как Путин предоставил Венесуэле заём на сумму 2,2 миллиарда долларов США для закупок оружия, Чавес купил у России 92 танка Т-72 и зенитную ракетную систему С-300. Два года спустя Чавес взял кредит для финансирования закупок еще большего количества российского оружия, а в 2017 году Путин согласился реструктурировать долг Венесуэлы на 3,15 миллиарда долларов. Совсем недавно Мадуро вернулся из России с новыми сделками и договорами об инвестициях в размере шести миллиардов долларов.

Россия не только помогала Венесуэле наращивать военную мощь, но и участвовала в совместных воздушных учениях, которые проходили в октябре 2018 года, а в декабре того же года направила в Каракас два стратегических бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь». Хотя совместные военные учения — довольно частое явление, неопределенность в отношении боевых возможностей бомбардировщиков вызвала серьезные опасения в Соединенных Штатах, поскольку стали свидетельством того, что Россия способна причинить ущерб американской земле. В январе 2019 года, когда большинство стран мира признали нелегитимность режима Мадуро и заявили о своей поддержке временному президенту Хуану Гуайдо (Juan Guaidó), Москва вошла в число восьми правительств, которые продолжали оказывать поддержку Мадуро. С этой целью в Венесуэлу были переброшены связанные с Кремлем военные наемники из группы Вагнера — явное свидетельство того, что российское влияние в Венесуэле представляет угрозу интересам США в латиноамериканском регионе.

В течение последних недель финансовые проблемы заставили Ростех (российский государственный оборонный подрядчик) отозвать персонал, которому поручено обучать венесуэльских солдат и консультировать венесуэльцев по сделкам с оружием.

На первый взгляд, решение Ростеха может указывать на начало размежевания России и Мадуро; но пока Путин открыто не заявлял о таких намерениях и даже не намекал на них. Мрак неизвестности, окутывающий отношения России и Венесуэлы, лишний раз говорит нам о важности понимания стратегии Москвы в Западном полушарии.

Россия на Кубе

Давние взаимоотношения России и Кубы сложились после кубинской революции (проходившей с июля 1953 года по январь 1959 года), когда Фидель Кастро усиленно искал расположения советских лидеров. Это партнерство стало серьезной угрозой для США в разгар холодной войны. Опасность, создаваемая российско-кубинскими отношениями, была одной из причин, побудивших США в 1961 году осуществить высадку в заливе Кочинос — неудачную операцию, целью которой было отстранить Кастро от власти. Вскоре Кастро объявил себя сторонником марксизма-ленинизма и нашел в лице СССР ярого защитника от нападок США. Печально известный кубинский ракетный кризис произошел в 1962 году, когда два американских самолета U-2 сфотографировали места размещения ракет на Кубе, непростительную и потенциально смертельную угрозу национальной безопасности США. Продолжавшаяся несколько дней эскалация закончилась тем, что Советский Союз согласился вывезти ядерное оружие с Кубы. В обмен США убрали свои ракеты, расположенные на территории Турции, и пообещали воздерживаться от вмешательства в события на Кубе в будущем. Со времен холодной войны между Кубой и США сохраняются довольно напряженные отношения, о чем свидетельствуют масштабы американских санкций в отношении острова — до сих пор не снятых.

Хотя после распада Советского Союза взаимодействие между Россией и Кубой пришло в некоторый упадок, мы видим, что в последнее десятилетие диалог между руководителями двух стран активизировался. Один из первых признаков взаимодействия в военной сфере появился в ноябре 2008 года, когда российские военные корабли впервые после окончания холодной войны посетили Гавану. К 2012 году значительно выросла зависимость Кубы от России в области вооружений и военных исследований, что привело к заключению контракта, который гарантировал России предоставление научно-технической поддержки для самолетов Ту-204-100Е/Ту-204СЕ. В мае 2012 года начались переговоры о поставке модернизированного пассажирского самолета средней дальности Ту-204СМ, а затем в июне Куба приобрела шесть самолетов Ан-158. Три самолета должны были прибыть на Кубу в 2012 году, а остальные — в 2013 году на условиях финансового лизинга.

Нынешний президент Кубы Мигель Диас-Канель (Miguel Díaz-Canel) в октябре 2018 года принял участие в обсуждении военных договоров и вернулся из России с контрактом в 260 миллионов долларов США, направленным на улучшение различных аспектов кубинской инфраструктуры. Кроме того, он заключил договор о предоставлении займа в размере 50 миллионов долларов для закупки российского вооружения и запасных частей.

В том же месяце генерал-полковник Владимир Шаманов объявил, что с разрешения Гаваны Россия намерена усилить свое военное присутствие на Кубе. В ноябре Путин и Диас-Канель вновь пообещали расширить политические, экономические и военные связи. Похоже, возобновленная приверженность укреплению отношений между двумя странами стала ответом на возможный выход США из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Стремление Москвы наладить военную кооперацию с Кубой в период ухудшения отношений с США бросает тень на будущее региональной динамики в Западном полушарии.

Россия в Никарагуа

Военные отношения России с Никарагуа отличаются от тех, что сложились у нее с Венесуэлой и Кубой. Взаимодействие с Никарагуа является отражением того, как Россия использует мягкую, а не жесткую силу. В течение первого десятилетия XXI века проявлениями особой доброжелательности со стороны России стала предоставленная Никарагуа финансовая помощь (2008 и 2010 годы) и два бесплатных вертолета. В 2012 году Путин и президент Никарагуа Даниэль Ортега (Daniel Ortega) договорились объединить усилия по исследованию космического пространства в мирных целях. В итоге была выдвинута инициатива по строительству российской спутниковой станции в Никарагуа, которая после своего завершения будет отслеживать российскую систему спутниковой навигации GPS (ГЛОНАСС). Многие скептически относятся к подлинному назначению станции, которая расположена прямо напротив американского посольства и наводит на тревожные мысли о возможном шпионаже.

В период с 2012 по 2015 годы Москва учредила в мотопехотной бригаде никарагуанской армии военный учебный центр и начала строительство регионального центра по подготовке сотрудников правоохранительных органов для борьбы с наркотиками. Оба центра отвечают за подготовку никарагуанских солдат, но последний также призван обеспечить специализированную подготовку сотрудников правоохранительных органов из соседних стран. Кроме того, в 2014 году Путин вел переговоры об использовании военных баз, портов и аэропортов Никарагуа. В целом, присутствие России в Никарагуа в основном ориентировано на расширение сотрудничества. Россия получит от этого партнерства гораздо большую выгоду, если ее цели заключаются в усилении влияния в Центральной Америке и пропаганде антизападной риторики и ценностей.

Заключение

После окончания холодной войны Россия покинула ближнее зарубежье и Западное полушарие, чтобы сосредоточиться на проведении более плодотворной внутренней политики. Однако за последние два десятилетия Россия вновь стала наращивать свое присутствие в Латинской Америке, особенно в нестабильных антиамериканских странах, разделяющих коммунистические или социалистические идеалы. Рост военной активности России на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле не привлекает к себе должного внимания (за исключением недавнего случая с Венесуэлой) несмотря на многочисленные угрозы, связанные с российским присутствием и влиянием. Эти отношения должны вызывать большую обеспокоенность, особенно учитывая многократные случаи использования Москвой нетрадиционной тактики ведения войны, которая одновременно пренебрегает международными нормами и напрямую бросает вызов интересам США.

Ивелисс Гонсалес — стажер программы национальной безопасности в Институте внешней политики. Недавно получила степень бакалавра международных отношений в Университете Пенсильвании