Тбилиси, Грузия — На протяжении нескольких лет правящая партия «Грузинская мечта» балансировала между стремлением народа к Западу и умиротворением соседней России, которая оккупировала пятую часть территории Грузии. Но решение позволить депутату российской Думы сесть в четверг хотя бы на секунду в кресло спикера грузинского парламента явно нарушило это равновесие власти и вызвало протесты, которые продолжались две ночи.
Когда российский депутат и член компартии РФ Сергей Гаврилов сел в четверг в кресло спикера парламента во время встречи политиков из преимущественно православных стран, перед зданием грузинского парламента собралось около 10 000 человек.
Всю ночь в столице Тбилиси продолжались протесты и стычки с полицией, в ходе которых более 200 человек получили ранения, а 305 были задержаны. В пятницу спикер парламента этой бывшей советской республики Ираклий Кобахидзе объявил об уходе в отставку. Два человека лишились глаз, когда полиция неожиданно открыла стрельбу резиновыми пулями в попытке разогнать протестующих. Это была самая мощная демонстрация в Грузии за несколько лет.
В ответ на протесты, участники которых выступали в основном против российской оккупации грузинских территорий, президент Владимир Путин в пятницу подписал указ о временном прекращении авиасообщения между Россией и Грузией, которое вступит в силу 8 июля.
Когда россиянин, пусть символически и временно, но оказался во главе парламента (так в тексте, на самом деле Гаврилов обращался к собранию парламентариев из разных стран — прим. ред.), это вызвало возмущение в Грузии, которая в 2008 году недолго, но ожесточенно воевала с Россией. После этой войны Россия оставила свои войска в вышедших из состава Грузии регионах Абхазия и Южная Осетия, фактически оккупировав 20 процентов территории этой страны.
Российский депутат Гаврилов поддержал в свое время независимость этих регионов, которые не признаны ни Тбилиси, ни международным сообществом.
В пятницу в отставку также подал депутат парламента от партии «Грузинская мечта» Закария Куцнашвили, который организовал этот визит.
«Правительство дважды выстрелило себе в ногу, сначала разрешив русскому сесть в кресло спикера, что вызвало протесты, а затем силовыми методами разогнав толпу», — сказал профессор Гия Нодия, работающий в Тбилисском государственном университете имени Ильи Чавчавадзе.
Второй протест начался в пятницу вечером в присутствии многочисленных сил полиции и машин скорой помощи, которые ожидали вдалеке. Вспоминая тех, кто во время протестов в четверг лишился глаз, многие протестующие надели глазные повязки с надписью «20%», что означает оккупацию грузинских территорий Россией.
«Если люди не протестовали вчера, то сейчас выйдет вся страна, потому что молодых людей едва не убили», — заявила участница пятничных протестов Анна Мачарадзе.
Демонстрации также стали следствием общей неудовлетворенности деятельностью властей и нарастающим презрением к политической элите страны, сказал Нодия. В декабре 2018 года Национальный демократический институт провел социологический опрос, который показал, что лишь 29 процентов грузин считают правильным курс, которым идет их страна.
Грузинская оппозиционная партия Единое национальное движение (ЕНД — партия, основанная ныне осужденным в Грузии за уголовные преступления экс-президентом Михаилом Саакашвили, — прим. ред.) потребовала отставки Кобахидзе и министра внутренних дел Георгия Гахариа, а также проведения новых выборов по пропорциональной системе представительства.
Лидер Единого национального движения Григол Вашадзе назвал «режимом» нынешнее правительство, которое возглавляет партия «Грузинская мечта».
Генеральный секретарь «Грузинской мечты» отметил, что решение спикера уйти в отставку — это не капитуляция перед оппозицией, а свидетельство ответственности и подотчетности правительства Грузии.
Беспорядки стали спонтанной реакцией на то, что россиянин уселся в кресло спикера грузинского парламента. Но попытки Единого национального движения (ЕНД) возглавить протесты были встречены не очень хорошо, так как партию обвиняют в применении чрезмерной силы против участников антиправительственных протестов, когда она была у власти (при правлении Саакашвили, когда несколько протестных акций закончились увечьями десятков людей, а один раз — смертями, — прим. ред.).
«Заявления Единого национального движения о том, что любую форму протеста надо использовать для продвижения революционного сценария, не очень продуктивны», — заявил Нодия.
Организация «Хьюман Райтс Уотч» призвала провести расследование по факту применения силы и потребовала от полиции использовать силу соразмерно угрозе со стороны протестующих.
Как сообщает грузинский новостной сайт Netgazeti, одной из тех, кто потерял глаз от попадания резиновой пули, стала 18-летняя Майя Гомури, возвращавшаяся домой с работы. Ранения и травмы также получили десятки журналистов.
Эти столкновения напомнили о жестоком подавлении протестов грузинскими властями в ноябре 2007 года, когда полиция при помощи слезоточивого газа и водометов разогнала антиправительственную демонстрацию, ранив 500 человек. Это было переломный момент в политической судьбе Единого национального движения, чей лидер Михаил Саакашвили пришел к власти в 2003 году в результате мирной революции роз.
Хотя эта партия провела радикальные реформы в Грузии, которая до 2003 года балансировала на грани краха и могла стать несостоятельным государством, обвинения в чрезмерном использовании силы стали одной из причин, по которым это движение в 2012 году проиграло парламентские выборы «Грузинской мечте».
Формально «Грузинская мечта» продолжила курс предшественников на дальнейшее сближение с НАТО и ЕС, который поддерживает подавляющее большинство населения. Но одновременно она пытается улучшить отношения с Москвой, и многие грузины опасаются, что она делает недостаточно для ограничения российского влияния.
«Людям надоело ощущать, что это правительство не отстаивает суверенитет Грузии», — сказал американский адвокат Тед Джонас (Ted Jonas), много лет живущий в Грузии.
По словам Джонаса, возникают вопросы о том, почему грузинское правительство вообще согласилось на проведение православной ассамблеи. Русская православная церковь уже давно служит инструментом усиления влияния Москвы в Восточной Европе и пользуется мощным влиянием в Грузии, которая глубоко религиозна. «Может быть, эти события помогут им понять, что православная церковь в ее нынешнем виде слишком пророссийская и не очень активно отстаивает независимость Грузии», — сказал Джонас.
Подготовка статьи осуществлялась при поддержке фонда Генриха Белля.