Правда или последствия — это своего рода домашняя игра в фанты, в ходе которой игроков наказывают за нечестность или за проступки, и, в основном, это занятие доставляет удовольствие, но оно также отражает широкий моральный консенсус по поводу неприемлемости лжи. Это давно укоренившееся убеждение в народной культуре. «Правда или Последствия» (Truth or Consequences) — название послевоенной американской телеигры, успех которой оказался настолько большим, что один из городов штата Нью-Мексико был назван ее именем. Проще говоря, большая часть людей в целом руководствуется таким правилом: Если ты бессовестным образом лжешь, то будешь наказан.
Но почему тогда такое большое количество современных лидеров полагают, что они могут лгать, и что им за это ничего не будет? Склонность не допускать последствий политических действий, уклоняться от них или не признавать их распространяется в глобальном масштабе как токсичный вирус. Как подчеркивает Дэвид Миллибэнд в своей недавно произнесенной Фулбрайтовской лекции, было время, когда ответственность перед обществом повышалась. Но сегодня все поменялось. По его словам, в наш век безнаказанности «вовлеченные в конфликты политики во всем мире полагают, что им все может сойти с рук, в том числе убийства».
На пошлой неделе нам были продемонстрированы вопиющие примеры того, как лидеры лгут — цинично, бесстыдно и постоянно. После проведения тщательного расследования международные следователи объявили о том, что трем россиянам и одному украинцу будет предъявлено обвинение в убийстве. Они обвиняются в пуске ракеты земля-воздух, в результате которого в 2014 году в небе над восточной Украиной был сбит самолет рейса MH17 Малайзийских авиалиний и погибли 298 человек.
Доказательств причастности этих лиц к правительству Владимира Путина предостаточно, а основаны они на свидетельских показаниях, на спутниковых снимках и перехваченных телефонных разговорах с Москвой. Зенитно-ракетный комплекс «Бук», использованный для этой атаки, был перемещен со своей базы в Курске на Украину, а затем возвращен назад. Все трое россиян работают на службы безопасности своей страны. Однако можно с уверенностью говорить о том, что они действовали не одни.
Однако из Кремля тут же последовали многочисленные опровержения. Россия, по утверждению Кремля, не имеет к этому инциденту никакого отношения. Российских военнослужащих на Украине нет, и, кроме того, России «вообще не была предоставлена возможность» участвовать в расследовании. Другими словами, Россию подставили. Если судить об этой истории, основываясь на разумном подходе и на фактах, то все эти возражения являются явно ложными и смехотворными. Однако Москва с презрением относится к жертвам этой трагедии и стремлению добиться справедливости членов их семей, поэтому ложь продолжает поступать из российской столицы.
Если одна из главных мировых держав ведет себя таким образом, то почему бы не заняться этим же лидерам более мелкого масштаба? На прошлой неделе Саудовская Аравия тоже вела наглую войну с правдой, а произошло это после того, как спецдокладчик ООН обвинила Мухаммеда бен Салмана, наследного принца Саудовской Аравии, в причастности к совершенному в октябре прошлого года убийству журналиста Джамаля Хашогги. С самого начала этого скандала саудовское королевство предпочитает использовать в целях обороны ложь, а не честность.
Может быть, достаточно просто сказать: это было не так, даже если всем известно (или все не без оснований подозревают), что все произошло именно так? Давайте спросим Дональда Трампа, серийного лгуна и ведущего специалиста в области фейковых новостей. Американский президент на прошлой неделе начал в штате Флорида свою кампанию по переизбранию в 2020 году. Однако следует быть внимательными. Все, что он говорит, нужно воспринимать с большим недоверием. По данным людей, которые следят за лживыми сообщениями из Белого дома, Дональд Трамп сделал 10769 не соответствующих действительности или вводящих в заблуждение заявлений с момента своего прихода к власти.
Количество лжи значительно возросло в городе Орландо, штат Флорида. Трамп лгал по поводу расследования Мюллера (его результаты не являются оправданием для президента), а также о «самом большом в истории сокращении налогов» (это не соответствует действительности). «Мы начинаем выводить значительно количество наших военнослужащих» с Ближнего Востока, сказал Трамп, хотя он только что направил туда дополнительно тысячу солдат, чтобы напугать Иран. Он хвастался своей «стеной» на границе с Мексикой, которая, по большей части, еще не существует. Он мог бы даже поклясться тем, что сама Королева является его закадычным другом, если бы это помогло ему получить дополнительные голоса. На самом деле, он так и сделал.
Сторонников Трампа, похоже, не беспокоит то обстоятельство, что на их героя нельзя положиться. И многие другие страны тоже заражены этим вирусом беззастенчивой лжи. В Китае государственные средства массовой информации прямо говорят о том, что протестующие на улицах Гонконга — это международный заговор. В Египте правящий режим наглым образом отрицает тот факт, что жестокое обращение со свергнутым президентом Мухаммедом Мурси стало причиной его смерти в тюрьме. В Британии претенденты из числа консерваторов на пост премьер-министра только и делают, что лгут, тогда как по одному важному делу они предпочитают хранить молчание.
Каковы же шансы на то, что перечисленные выше правительства и политики будут наказаны за свою нечестность — в суде или каким-то иным образом? Граждане Саудовской Аравии, России и Китая не имеют возможности вмешаться, если их правители скрывают или искажают правду. Так, например, Москва не хочет экстрадировать подозреваемых в причастности к инциденту с самолетом рейса MH17. А кто поверит в то, что влиятельный член королевской саудовской семьи будет привлечен к ответу за свои действия? Однако нельзя просто отказаться от стремления к варианту «правда или последствия».
На прошлой неделе главный прокурор Международного уголовного суда призвала Совет Безопасности ООН использовать нынешние беспорядки в Судане для того, чтобы виновные в совершенном в Дарфуре геноциде оказались на скамье подсудимых. В течение 14 лет они были недоступны для нее и для правосудия. «Настало время действовать. Жертвы Дарфура слишком долго ожидают справедливости», — подчеркнула Фату Бенсуда (Fatou Bensouda).
Однако пока не видно особых признаков того, что ее призыв будет услышан новыми властями в Судане или ведущими державами. Отсутствие правосудия, выхолащивание правды, повсеместный отказ от того, чтобы столкнуться с последствиями или принять соответствующие меры — примерно это имел в виду Миллибэнд, когда говорил о самонадеянном новом веке безнаказанности. Те, кто могут, должны говорить откровенно — и говорить правду, — или они будут сообщниками в мире, основанном на лжи.