Грузинская столица Тбилиси за последнюю неделю превратилась в арену для антироссийских беспорядков. Поводом послужила речь Сергея Гаврилова, депутата российской Государственной думы и главы Межпарламентской ассамблеи православия (МАП), с трибуны грузинского парламента 20 июня. В ответ представители грузинской оппозиции взяли трибуну штурмом и прогнали Гаврилова вместе с коллегами по российской делегации.
Вечером 20 июня возле здания парламента собралось от пяти до семи тысяч демонстрантов с требованием отправить в отставку главу парламента и других высокопоставленных политиков. Протестующие попытались взять здание приступом и бросали камни в полицейских. Стражи порядка применили слезоточивый газ и открыли огонь резиновыми пулями. Ранения получили 240 человек, в том числе 80 полицейских.
После сражения у стен парламента демонстранты предприняли неудачную попытку штурма российского консульства.
Следующие дни отметились новыми демонстрациями и протестами, которые вынудили председателя парламента подать в отставку. Демонстрации носили открыто антироссийский характер: участники назвали власти «российскими марионетками» и жгли российские флаги. Сообщалось о нападениях на российских туристов. На фоне демонстраций ряд партий снова достали антироссийские лозунги и осудили российскую оккупацию грузинской территории.
Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили из своего убежища на Украине — в родной стране он разыскивается по обвинению в злоупотреблении властью и коррупции — призвал к свержению правительства.
Среди протестующих, по всей видимости, присутствуют и украинские националисты — во всяком случае, на акциях оппозиции реют украинские флаги.
В ответ на антироссийские беспорядки Путин подписал постановление, запрещающее российским авиакомпаниям летать в Грузию с 8 июля.
Антироссийские демонстрации, перекликающиеся с проявлениями русофобии в Прибалтике и на Украине, свидетельствуют об антироссийском настрое грузинской элиты и части населения. Это еще одно доказательство того, что они попросту не представляют себе, почему Грузия вообще существует.
В советское время уровень жизни в Грузии (к слову, в Прибалтике и на Украине тоже) был выше, чем в других советских республиках — включая РСФСР. В Грузии отдыхала советская элита, у нее был целый ряд здравниц и гостиниц. Высоким спросом пользовалось грузинское вино и другие продукты.
Распад Советского Союза в 1991 году стал для Грузии катастрофой, как и для других советских республик. Страна лишилась экспортного рынка и экономических связей. А еще из-за попытки Тбилиси лишить некоторые регионы автономии, введенной в советское время, в Грузии вспыхнула гражданская война.
В 2008 году тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили, крайний националист, распорядился о нападении на сепаратистскую республику Южная Осетия. Ее результатом стали война с Россией, распад единой Грузии и провозглашение независимости Южной Осетией и Абхазии — еще одной отколовшейся республики.
После падения режима Саакашвили в 2012-13 годах более прагматичные грузинские лидеры попытались было восстановить отношения с Россией — не в последнюю очередь, по экономическим причинам. Но как показали недавние антироссийские демонстрации, эти усилия по нормализации отношений легко разрушить.
Между тем, сотрудничать с Россией Грузия попросту вынуждена — если страна не хочет превратиться захолустье или стать частью Ближнего Востока или даже исламского мира. Россия для Грузии — еще и важный экономический партнер. А приток российских туристов и экспорт вина и других продуктов северному соседу держат грузинскую экономику на плаву. Торговать с Европой и остальным миром Грузия может лишь через Черное море. А Черное море после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году оказалось под контролем Москвы.
Трезвые грузинские политики это понимают. И их желание поддерживать с Россией хотя бы нормальные экономические отношения разделяет старшее поколение грузин. Они еще застали славные советские времена и хотели бы более крепких связей с Россией и другими бывшими советскими республиками. Однако молодые грузины, выросшие после распада Советского Союза, советской ностальгии старшего поколения не разделяют и теплых чувств отношению к России не испытывают. И поэтому им легче стать жертвой антироссийской пропаганды Запада, которую ловко использует американская разведка.