Пока на Украине проходили торжества по случаю Дня конституции, внимание международного сообщества было приковано к 14-й встречи руководителей ведущих экономик мира в рамках G20, являющейся традиционной площадкой для обсуждения актуальных вопросов глобальных политических процессов. Главной интригой саммита в японском городе Осака была личная встреча американского президента Дональда Трампа с российский лидером Владимиром Путиным.
Еще до начала саммита в информационном пространстве искусственно подогревался интерес к указанному событию, обсуждались и возможный формат общения, и темы, которые могут быть подняты сторонами. Накануне российский президент даже дал интервью «Файнэншл таймс», где попытался задать тон будущим разговорам на полях саммита и адресовал несколько комплиментов таланту американского коллеги.
В конце концов, Трамп провел с Путиным полноценную рабочую встречу, закрыта часть которой продолжалась почти полтора часа и предоставила больше вопросов, чем ответов. По имеющейся информации, главный акцент дискуссии был сделан на темы геополитического характера, а именно Ближний Восток, Венесуэлу и Украину.
В контексте важного для нас украинского кейса, ждать конкретных результатов или кулуарных двусторонних договоренностей не приходится. С высокой вероятностью стороны выразили свое убеждение в необходимости выполнения Минских соглашений как единственного пути к урегулированию ситуации на Донбассе. Не исключено, что обсуждалась возможность восстановления дипломатического канала коммуникации между спецпредставителями президентов, который уже работал в формате Волкер-Сурков. Однако трудно рассчитывать на реанимацию работы переговорной платформы до окончания выборов, формирования парламентского большинства и назначения нового правительства в Украине. Таким образом, скорее всего, тема российской агрессии на Востоке Украины обсуждалась в формальных дипломатических рамках без детализации возможных совместных шагов или действий, а, учитывая прагматичность политики Трампа, непризнание аннексии Крымского полуострова могло вообще остаться за скобками.
Еще один негативный подтекст встречи — американский президент не инициировал обсуждение темы освобождения украинских моряков. Такой вывод подтверждает опубликованная американскими журналистами стенограмма вопросов-ответов во время общения обоих президентов с прессой. Несмотря на призывы украинской дипломатии усилить давление на Россию из-за незаконного содержания наших граждан, имеющиеся в распоряжении факты свидетельствуют об игнорировании американским президентом принципиальной для Украины темы.
В любом случае, украинскому руководству необходимо принять во внимание четкий сигнал, что наши проблемы сами-по-себе не будут стоять среди приоритетных геополитических интересов США. А одних символических призывов о консолидации вокруг российской угрозы мало.
Как минимум еще трижды Украина была на повестке дня важных личных встреч на саммите. В частности, все тот же Трамп и немецкий канцлер Ангела Меркель, по официальной информации, обсуждали состояние украинских экономических реформ. Однако, при всем уважении к гипотетической заинтересованности американского президента в работе правительства Гройсмана или даже в случае появления у него желание перенять опыт системы ProZorro для оптимизации процедуры закупки кресел в Белый дом, создается впечатление, что все же содержание американо-германских переговоров по украинскому направлению касалось «Северного потока — 2» и дальнейшего использования украинской ГТС. При этом, прагматичная дипломатия Трампа не столько борется за энергетическую безопасность Украины, сколько стремится создать конкуренцию России за европейский рынок энергоносителей.
В свою очередь, в ходе встречи Эмануэля Макрона с Путиным речь шла о возобновлении работы Нормандского формата. Учитывая существующие обстоятельства, такой энтузиазм по поводу активизации диалога со стороны французского президента выступает позитивным сигналом для официального Киева. Политик заметно стремится перехватить инициативу в сфере урегулирования на Донбассе и посадить за переговорный стол с Путиным Владимира Зеленского.
Наиболее приближенной к украинским интересам стала позиция британского премьера Терезы Мэй, высказанная ею лично Путину. Британский политик откровенно заявила о необходимости России прекратить дестабилизирующие действия и идти по пути деэскалации в Украине, а также освободить моряков. Единственный минус в том, что в связи с политическим кризисом в Британии, Мэй стала «сбитым летчиком», а ее дистанцирование от формирования внешнеполитического курса королевства или влияния на внутриполитические процессы в целом — лишь вопрос времени.
Подводя итоги, стоит отметить, что важный международный саммит в ходе которого участники могли «сверить часы» по важным темам, согласовать свои позиции или артикулировать национальные интересы собственных государств — прошел без Украины. Озвученные Владимиром Зеленским во время зарубежных визитов тезисы о необходимости усиления санкционного давления против Российской Федерации для реинтеграции оккупированных территорий — не ко времени у международного политического истеблишмента. Таким образом, первые контуры внешнеполитического видения нового президента, к сожалению, не находят необходимой поддержки со стороны западных партнеров.
Очень важно, чтобы в офисе президента поняли приоритетность выработки четкой, взвешенной и комплексной концепции действий на внешнеполитической арене, что позволит отстаивать национальные интересы с учетом прагматических, иногда циничных, принципов современной политики.
Вместо этого мы стали заложниками собственной неорганизованности, что подтверждает необходимость скорейшего поиска балансов в системе исполнительной власти. Дипломатический конфликт между Зеленским и Климкиным по поводу обмена дипломатическими нотами с Россией без ведома украинского президента, дает дополнительные основания том же Путину говорить о несогласованности украинских управленческих кругов, чем он с высокой долей вероятности воспользовался во время личных встреч с нашими партнерами на полях саммита в Японии. Внутриполитический скандал неизбежно стал темой для кулуарных разговоров представителей стран G20, которые имеют отношение к украинскому вопросу, разоблачающий угрожающую тенденцию — мы можем создать условия для негативного резонанса даже без собственного участия.
Остается надеяться, что после парламентских выборов нашим политикам удастся сформировать коалицию, а затем правительство, в котором министр иностранных дел и президент будут работать в унисон, занимая одинаковую позицию и следуя скоординированной дорожной карте восстановления контроля над оккупированными территориями и освобождения наших пленных. В худшем случае, пока мы будем решать проблемы тактического значения с распределением полномочий между нашими чиновниками, вопросы стратегического для Украины значения будут решаться без нас…
Антон Найчук, директор Фонда общественной дипломатии