Трава по пояс. Ведущая к воде тропинка хорошо утоптана. Гладкая поверхность пруда, окруженного ирисами, блестит, как зеркало.
По спине течет пот. Жара ужасная, хотя июнь только начался. На горизонте стеной теснятся облака.
Шестилетняя Евгения пробует воду пальцем ноги.
«Я боюсь зайти, бабушка».
«И совсем не боишься! Ты же уже умеешь плавать».
Наталья Петрыкина делает Евгении, которую обычно зовут Женей, ободряющий жест рукой, и та улыбается. Она знает, что бабушка верит в нее.
Вместе с двенадцатилетним братом Степаном Женя спускает на воду маленький катамаран. Они делают круг по пруду под присмотром бабушки, которая стоит на мостике.
Зимой Женя с родителями и братом живут в квартире в Москве. В конце мая она приезжает в деревушку Успенское в 40 километрах к западу от Москвы. Там Женя проводит все лето. Иногда она живет на даче у родителей, иногда — у бабушки.
У бабушки веселее.
«Можно делать что хочешь. Она не кричит постоянно, что нужно идти домой и есть, или делать кучу всяких дел», — объясняет Женя.
Миллионы русских детей каждое лето едут на дачу к бабушкам и дедушкам. Традиция появилась в советские времена, когда оба родителя работали, и ребенка было некуда девать. Вдобавок не было никакой гарантии, что родителям дадут отпуск именно летом.
«С одной стороны, государство несло ответственность за каждого гражданина от колыбели до могилы. Поэтому было много пионерских лагерей — иногда ребенок мог провести там все лето. С другой стороны, суровые условия труда в СССР привели к тому, что старшее поколение стало играть очень большую роль в воспитании детей», — объясняет Екатерина Шульман, доктор политологических наук в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
По ее словам, советская система на практике создала матриархат.
«В Советском Союзе женщину с детьми считали нуклеарной семьей. Обычно семья состояла из детей, матери и бабушки. Одинокой женщина была не без мужа, а без бабушек. Матриархат был настолько обычным делом, что никто об этом даже не думал».
Он по-прежнему распространен в современной России. На кухне у Натальи Петрыкиной собрались представители четырех поколений: прабабушка Татьяна Гицелева, бабушка Наталья, мама Екатерина Филатова и внуки Евгения и Степан.
Наталья с матерью живут в желтом деревянном домике. На соседнем участке в зеленом доме живет ее дочь Екатерина с семьей. Дети бегают туда-сюда между окруженными газоном домами, летними кухнями и огородами.
Отец детей сейчас на работе в Москве. Екатерина только что вернулась из Гданьска, куда ездила с мужем. В это время дети жили у бабушки.
«Мы с мужем любим путешествовать одни. Детям не очень интересно смотреть на разные города, а нам нравится. Они совершенно не против остаться на даче. Женя особенно любит бывать у бабушки», — говорит Екатерина.
Главный вопрос: что об этом думает сама бабушка? В Швеции часто бывает, что у бабушек и дедушек нет времени на внуков. Но в России общество до сих пор в этом смысле давит на пожилое поколение. От него ждут помощи.
«У нас это социальная норма. Пожилые люди должны хотеть общаться со своими внуками. К тому же хорошие отношения с внуками и участие в их воспитании повышают статус человека», — говорит Екатерина Шульман.
Наталья Петрыкина не видит проблемы в том, что внуки живут у нее.
«Женя и Степан совсем не доставляют мне хлопот. Когда здесь только они, у нас все по-другому, посвободнее. Я не загружаю их так, как родители. Дети сами должны думать, чем заняться. Я не слежу за ними постоянно. Они много времени проводят с друзьями. Но если дети идут купаться, я всегда за ними слежу», — рассказывает Наталья.
«Ты гораздо больше разрешаешь детям, чем я», — дразнит ее дочь.
«Не согласна! Ну, ладно… я разрешаю им есть больше сладкого», — отвечает Наталья.
Ей 56 лет, она на пенсии, но иногда подрабатывает няней или уборщицей. Ее дочь Екатерина решила сидеть дома с детьми. Поэтому для нее тоже в порядке вещей оставить их с бабушкой и уехать куда-нибудь с мужем.
«Я и так провожу с детьми очень много времени. Мы постоянно вместе весь учебный год. Сейчас, когда мы на даче, я слежу, чтобы Степан не слишком много сидел с планшетом. Он ежедневно должен прочитывать по десять страниц утром и вечером, и тогда может поиграть в планшет».
В школе Степану выдали список книг на лето. Екатерина показывает мне их названия: тридцать произведений, среди которых повести и романы: Чехов, Тургенев, Лермонтов, Шиллер, Гёте.
«Я не заставляю его читать все. Но хочу, чтобы он справился хотя бы с частью списка», — говорит Екатерина.
По словам Екатерины Шульман, представление о том, что родители должны не только одевать и кормить своих детей, но и общаться с ними, в Россию пришло относительно недавно.
«Только в начале 2000-х годов люди стали придавать значение так называемому "качественному времени", проведенному с детьми. До этого никто особо не задумывался, что дети и родители могут веселиться вместе. Дети много времени проводили в одиночестве, без присмотра. А сегодня русские родители воспитывают детей совсем по-другому».
К тому же, по словам Шульман, сейчас многие не доверяют детским садам и летним лагерям. Они предпочитают дедушек и бабушек.
Наталья Петрыкина этому рада.
«Если бы я не работала, то занималась внуками еще больше. Мне это совершенно не тяжело. Они знают, что в итоге решения принимаю я. Хотя иногда им и удается уговорить меня на всевозможные проделки».
Три месяца летних каникул
В России каникулы у школьников длятся все три летних месяца. Начинаются они 1 июня, а заканчиваются 1 сентября. Кроме того, дети отдыхают по неделе осенью и весной, а зимой — почти три недели.
По данным Союза садоводов России, в стране от 17 до 20 миллионов дачных участков. Реальное количество дач больше, потому что не все зарегистрированы.
Слово «дача» происходит от глагола «давать». Эпоха дач началась в XVIII веке, когда Петр Великий в благодарность за верную службу дарил своим подданным дворцы под Санкт-Петербургом. Постепенно средний класс тоже начал обзаводиться летними домиками. В советские времена писатели, академики и высокопоставленные чиновники нередко получали дачные участки бесплатно.