Главы государств и правительств ЕС бросили перчатку Европейскому парламенту, и ему нужно её поднять. В лице Урсулы фон дер Ляйен они предложили на пост председателя Еврокомиссии не подходящую ни по каким параметрам кандидатуру, и парламент должен её отвергнуть. Они пытаются повернуть вспять демократизацию Европейского союза, и парламент должен встать против этого стеной. Только так он сможет противостоять попытке вновь ослабить Евросоюз, который только недавно был ослаблен голосованием британцев за выход их страны из Евросоюза (Брексит). Только теперь попытка ослабления Евросоюза предпринимается главами государств и правительств самих стран ЕС.
История парламентаризма — это и история борьбы за парламентские, а значит и гражданские права. Правители передавали депутатам власть и полномочия, как правило, недобровольно. Они делали это под давлением народа или депутатов, а иногда власть имущих ставили перед фактом в результате революций.
Так и история Европейского парламента (Европарламента, ЕП) отмечена напряженной борьбой за эмансипацию. К моменту своего образования и даже еще при первых прямых выборах в 1979 году он был скорее демократическим фиговым листком, чем эффективным народным представительством. Но за прошедшие десятилетия депутаты Европарламента добились для себя права принимать решения по многим вопросам и тем самым продвинулись к цели — возникновению демократической, напрямую управляемой народами Европы. Правда, им не хватало одного типично парламентского права, а именно права самим назначать главу правительства — в Европе этой должности условно соответствует председатель Еврокомиссии — путем выборов и коалиционных переговоров.
Теперь же главы государств и правительств ЕС хотят вернуть свое главенствующее положение в ЕС, обойдя самых успешных главных кандидатов на выборах 2019 года — Манфреда Вебера (Manfred Weber) от ЕНП и Франса Тиммерманса (Frans Timmermans) от социал-демократов. Вместо этих двух кандидатов главы государств и правительств ЕС хотят выставить кандидатуру Урсулы фон дер Ляйен на пост председателя Еврокомиссии. Это неприемлемо, потому что фон дер Ляйен не была номинирована как главный кандидат, и, голосуя, граждане не могли учитывать ее фигуру как кандидата той или другой партии. Фон дер Ляйен — неподходящий кандидат: уже шесть лет она занимает пост министра обороны в Берлине, и при этом бундесвер находится в настолько плачевном состоянии, что министру уже давно нужно было бы подать в отставку. Так что пост председателя Еврокомиссии — явно выше ее возможностей.
Если же фон дер Ляйен все же станет новым председателем Еврокомиссии, то это будет пощечиной для многих, и прежде всего для молодых людей, выступавших на выборах за демократический ЕС. Сотням тысяч избирателей был бы послан сигнал: вы можете голосовать, как хотите, но важные решения все равно будут принимать главы государств и правительств, договариваясь между собой. Это разочарует европейцев и сведет на нет тот подъем, который внесла в европейскую идею высокая явка на выборы.
Главные виновные в этом кошмаре — это, во-первых, французский президент Эммануэль Макрон, который противодействовал системе главных кандидатов из интересов собственной борьбы за власть, а также некоторые главы государств и правительств Центральной и Восточной Европы, которым не нужна демократическая Европа. Но доля вины лежит и на некоторых фракциях в самом Европарламенте. Социал-демократы и либералы отказали в поддержке консерватору Веберу, победившему на выборах, и тем самым создали брешь, в которую могли ринуться главы государств и правительств. Кроме того, ЕНП отказалась поддержать социал-демократа Тиммерманса, хотя Вебер и канцлер Меркель сделали такое разумное предложение. Действительно по-европейски повели себя только «зеленые», которые упорно отстаивали принцип главных кандидатов.
Теперь у европейских депутатов появился шанс исправить свои ошибки и отбить атаку на демократизацию ЕС. Им необходимо провалить кандидатуру фон дер Ляйен. Конечно, в эпоху Брексита, Трампа, изменения климата и агрессивного Китая это ввергнет ЕС в тяжелые бои за власть. Но Европа должна это преодолеть. Только действительно демократический союз, в котором последнее слово остается за гражданами, а парламент является центром власти, способен сформировать из (в скором времени) 27 государств с эгоистическими правительствами единое целое и преодолеть названные вызовы. Европа же в ее нынешнем состоянии, раздираемая противоречиями, потерпит крах. Поэтому Европарламент должен решиться на бунт.