На прошлой неделе российский президент Владимир Путин попытался произвести фурор, заявив в интервью «Файненшл Таймс», что либеральные ценности Запада изжили себя, и будущее за авторитарными режимами, такими как в России.
«Либеральная идея себя изжила, и она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения», — сказал он.
Конечно, это вздор. По словам Путина, либеральная идея предполагает, что мигранты могут безнаказанно убивать, грабить и насиловать, и что оптимальный способ устранить эту воображаемую проблему состоит в том, чтобы отказаться от защиты, которую обеспечивают правовые нормы, свободные СМИ и независимые суды. Это нелепое заявление.
Это заявление должно было шокировать, но особого внимания оно к себе не привлекло, хотя Путин сделал его прямо накануне саммита G20, прошедшего в японском городе Осаке.
Западные лидеры с сознанием долга опровергли слова Путина. «Я считаю, что на самом деле себя изжили авторитаризм, культ личности и правление олигархов», — заявил глава Европейского совета Дональд Туск. Сенсацией для СМИ это заявление тоже не стало, и особой тревоги не вызвало.
Было бы прекрасно, если бы мир с таким же хладнокровием реагировал на высказывания и действия американского президента Дональда Трампа.
На этой неделе имя Трампа часто мелькало в заголовках в США, потому что он устроил 4 июля парад в Вашингтоне, к участию в котором привлекли небольшое количество тяжелой военной техники, и выступил с речью, стоя перед Мемориалом Линкольну.
Во время войны во Вьетнаме Трамп избежал призыва на военную службу, а его администрация почти ничего не делает для улучшения жизни американских ветеранов. Но ему каким-то образом удалось заставить самолеты летать над головами зрителей и припарковать поблизости несколько танков, пока он пел себе дифирамбы перед специально подобранной аудиторией. Это была нелепая и безвкусная политическая постановка. А еще это демонстрация слабости, как и попытки Путина троллить западный мир.
Путин и Трамп используют страх людей перед иммигрантами, перед открытым обществом, и благодаря этому получают поддержку. Трамп самым скандальным образом назвал мексиканских иммигрантов преступниками и насильниками, когда начал в 2015 году свою предвыборную кампанию. На прошлой неделе Путин практически повторил его слова, заявив, что либерализм приглашает иммигрантов безнаказанно «убивать, грабить и насиловать».
Оба руководителя акцентируют внимание на лживом утверждении, будто либеральные западные демократии ставят права беженцев и иммигрантов превыше потребностей собственных граждан. Именно так Трамп оправдывает те бесчеловечные условия, в которых вынуждены жить многие мигранты, включая детей, после того, как их задержали на американо-мексиканской границе.
Но оба они знают, что их власть уязвима и не защищена от общепринятых норм либеральной демократии, которые могут перейти в наступление.
В 2020 году Трамп попытается переизбраться, и тогда ему придется ответить за свою жестокую политику в отношении иммигрантов, не говоря уже о кумовстве, злоупотреблении служебным положением и презрении к американской системе сдержек и противовесов.
Пока Путин прав, говоря об усилении национал-популистских движений в западном мире. Италией и Венгрией сегодня руководят симпатизирующие ему лидеры, которые разделяют антииммигрантские настроения Путина. Франция и Германия без особого успеха борются с усилением антииммигрантского национализма. Соединенное Королевство неумело разбирается с последствиями Брексита. А в Соединенных Штатах трампизм.
Но игра не окончена. Неправильно говорить о том, что либерализму больше нет места в нашем мире, хотя именно это неуклюже пытается делать Путин. Напротив, и ему, и Трампу придется с ним считаться. Уверенному в себе лидеру нет нужды преждевременно объявлять о гибели своего кровного врага или устраивать глупый парад, чтобы возвысить себя.