Это был грубо сформулированный сигнал, достойный нестандартно действующего политика. Актер Владимир Зеленский, за которого на президентских выборах в апреле проголосовало почти три четверти избирателей, обратился при помощи видеообращения к собственному народу и к российскому президенту Владимиру Путину. «Надо поговорить?», — задал он вопрос на камеру. Да, он хочет поговорить с украинцами. А затем, спустя несколько предложений, он обратился к Путину: «Надо поговорить? Надо. Давайте обсудим, чей Крым и кого не должно быть в Донбассе…». Это была отсылка к российским утверждениям, что на востоке Украины нет российских военных, а аннексированный Россией в 2014 году Крым является «исконно российской территорией».
В качестве компании для этого разговора с Путиным украинский президент предложил следующий состав: «Я, Вы, президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон». Звучит, как попытка расширить так называемый Нормандский формат (Украина, Россия, Германия, Франция), в рамках которого велись все переговоры о войне на востоке Украины, еще на двух участников-тяжеловесов.
США и Великобритания вместе с Россией в 1994 году гарантировали неприкосновенность границ Украины — в обмен на передачу Украиной России всех своих запасов советского ядерного оружия. Зеленский добавил, что не хочет менять существующие форматы, «мы предлагаем поговорить. Ведь надо же поговорить, правда?»
Этому предшествовали события, в которых речь идет вроде бы о телепрограмме, но которая, однако, стремительно превратилась в российско-украинский скандал государственного уровня. Российский телеканал «Россия 1» и украинский канал News One анонсировали проведение телемоста, своего рода ток-шоу с участием аудитории с обеих сторон. Название передачи: «Надо поговорить» — отсюда и фраза Зеленского в его видеообращении.
Действия обоих телеканалов рассматриваются как часть предвыборной борьбы перед парламентскими выборами на Украине 21 июля. Телеканал News One принадлежит окружению Виктора Медведчука, украинского олигарха, поддерживающего не только политические, но и семейные связи с Путиным. Поэтому Медведчук считается «человеком Путина» на Украине.
Пророссийские силы, к руководству которых он относится, согласно опросам, имеют шансы с большим отрывом стать второй по величине силой после партии Зеленского «Слуга народа», которая еще только формируется. И именно один из тех телеканалов, которые окружение Медведчука приобрело за последние месяцы и кардинально сменило их политический вектор, решил организовать телемост с московским государственным телевидением.
Страх нападений
Этот анонс и стал поводом для обращения Зеленского — из него взята часть его послания, в котором он обратился к Украине, прежде чем сделать предложение Путину. Это «просто дешевый, но опасный пиар-ход перед выборами, цель которого снова разделить нас с вами, всех украинцев на два лагеря», — сказал Зеленский. С помощью ожидаемого тезиса о том, что русские и украинцы являются «братскими народами», как в советское время, происходит злоупотребление стремлением украинцев к миру.
Конфликт вокруг российско-украинской телепрограммы совпал с саммитом ЕС-Украина, который прошел в понедельник в Киеве. На нем среди прочего было объявлено о создании проектного офиса ЕС в Мариуполе на Азовском море. Там Россия в конце 2018 года в результате обстрела и задержания трех украинских военных кораблей усилила свой доступ к водам моря, которые, согласно договору, находятся в распоряжении двух стран. Перед саммитом председатель Европейского совета Дональд Туск посетил вместе с украинским президентом линию фронта на востоке Украины. Оба пешком прошли несколько сотен метров мимо последнего контрольно-пропускного пункта украинской армии на восток к контролируемым российскими и пророссийскими бойцами территориям.
Работе патрулей ОБСЕ препятствуют
Они выбрали пограничный переход станицы Луганская, где проходит линия отведения тяжелого вооружения сторон. Зеленский призвал бойцов демонтировать бетонные укрепления и заявил, что через неделю, самое позднее, через восемь дней, там начнется строительство пешеходного моста. Это необходимо, поскольку сейчас там находится временный мост, который напоминает скорее узкую крутую лестницу. По нему месяц за месяцем карабкаются тысячи пенсионеров, идущих с оккупированных территорий в западном направлении, чтобы получить на контролируемой Украиной территории свои пенсии. Тем временем финансовый и экономический трафик между обеими территориями практически заморожен.
Отведение вооружений вот уже несколько лет является первым конкретным шагом, дающим надежду в регионе. Насколько микроскопически мал этот точечный прогресс, можно увидеть в ежедневных докладах миссии наблюдателей ОБСЕ в конфликтном регионе. В недавнем докладе о событиях 5 июля говорится, что в регионе происходит противоправное воспрепятствование предоставления доступа патрулям ОБСЕ к определенным территориям, чаще всего, со стороны пророссийских сил. Был сбит беспилотник наблюдательной миссии ОБСЕ, еще один пропал после того, как сигналы помех нарушили его радиосвязь. На территории ополченцев был зафиксирован огонь из малого орудия вблизи патруля наблюдателей. Безоружные наблюдатели сделали то, что они всегда делают в подобных случаях — они отошли.