Можно решить подняться в сандалиях на Эверест и умереть там от истощения, а можно, например, отправиться на экскурсию в Чернобыль. Эта страсть к экстремальным развлечениям не перестает меня удивлять. Разумеется, можно все, вопрос только, зачем.
Выпущенный каналом «Эйч-би-оу» (HBO) сериал «Чернобыль», как оказалось, запустил настоящую лавину: теперь масса туристов мечтает посетить знаменитую электростанцию и запретную зону вокруг нее, откуда после аварии, произошедшей в апреле 1986 года, выселили тысячи людей. Точно так же любопытные стремятся попасть в Дубровник, где снимали «Игру престолов» или остров Джеймса Бонда в Таиланде.
Прежде бурливший жизнью город превратился в призрак, а зона заросла буйной растительностью, потому что человек перестал вмешиваться в жизнь природы. Чернобыль напоминает о трагедии, которая разыгралась здесь 33 года назад, а люди готовы платить за то, чтобы взглянуть на все это вблизи. Никто не думает о радиации или потенциальной опасности. Радиационный фон внутри саркофага, закрывающего реактор, оставался высоким, а вся Европа, осознавая угрозу, размышляла, как сделать разрушающееся строение более безопасным (может ли оно быть абсолютно безопасным, неизвестно).
Арка вместо саркофага
Новое изоляционное сооружение, которое называют «аркой», должно ограничить излучение и взять на себя функции прежнего негерметичного саркофага: он строился в спешке и был поставлен прямо на землю без фундамента. Реактор нужно было закрыть как можно быстрее, и многим людям за участие в этой операции пришлось заплатить жизнью. Планируется, что арка, которую передали под управление Украины, прослужит сто лет.
По случаю ввода инвестиции в эксплуатацию президент Владимир Зеленский подписал указ о превращении Чернобыльской зоны отчуждения в туристический объект. Он официально объявил, что Чернобыль станет символом современной Украины и открытым для посетителей местом, привлекающим туристов. «Мы создадим „зеленый" коридор и уберем предпосылки для коррупции. Не будет внезапных отказов, о которых человек узнает, уже приехав к пункту пропуска», — заявил он. Украина планирует модернизировать пропускные пункты, отменить запрет на фото- и видеосъемку и рекламировать Чернобыль на международных мероприятиях.
Шанс снизить уровень коррупции
Отмена запретов и ограничений наверняка позволит снизить уровень коррупции, процветавшей в Чернобыле. Уже вначале 1990-х, после того как Украина обрела независимость, электростанцию и зону можно было посетить за 100 долларов. Посетителям даже раздавали счетчики Гейгера, предупреждавшие о повышении радиационного фона. Недостатка в посетителях не было, несмотря на то что с момента катастрофы прошло всего несколько лет. Позже приобрести экскурсию стали предлагать на официальном сайте visit.chnpp.gov.ua. Стоимость составляет те же 100 долларов, для групп предусмотрены скидки, а в программу входит «обед ликвидатора аварии» и кормление сомов, живущих в воде, использовавшейся для охлаждения реакторов.
Когда-то это была на Украине огромная сумма, и наверняка многие люди, отвечавшие за безопасность, заработали за эти годы на нелегальных показах неплохие деньги. Прекрасно, что президент хочет покончить с такими практиками: отмена запретов всегда способствует прозрачности.
Однако годится ли Чернобыльская зона на роль туристического объекта? Для моего поколения это место ассоциируется с ужасом, напоминает о настоящей трагедии, которая постигла Украину, Белоруссию и, собственно, всю Европу, ведь радиоактивное облако свободно плыло по небу с востока на запад и в итоге пострадала даже, казалось бы, далекая Греция. Чернобыльская катастрофа — это нечто гораздо более ужасающее, чем Помпеи или Геркуланум, которые стер с лица земли Везувий, потому что она произошла недавно.
Чернобыльское будущее Украины
С того времени появилось много фильмов, так что сериал «Эйч-би-оу» — не единственное (хотя, пожалуй, наиболее реалистичное) произведение на чернобыльскую тему. Трагедия жителей Чернобыльской зоны продолжает жить до сих пор вместе с людьми, пострадавшими от катастрофы.
Представлявший опасность саркофаг накрыли новой конструкцией, построенной при помощи Европейского союза за почти 1,5 миллиарда евро. Это, говоря высокопарным языком, символ сотрудничества и заботы о судьбах мира. Но может ли Чернобыль стать «точкой роста новой Украины», пространством свободы с инвестициями и будущим, как того хочет Зеленский? Как в качестве туристического объекта он изменит облик страны? Указ президента кажется предвыборным обещанием, появившимся для того, чтобы отвлечь внимание украинцев от проблем, решения которых они на самом деле ждут.