Интервью с экспертом аналитического центра «Германский фонд Маршалла Соединенных Штатов» Михалом Барановским (Michał Baranowski).
Polskie Radio: Последняя встреча Совета Россия — НАТО на тему Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности не дала никаких результатов. Это означает, что Москва, которая, как выяснил Альянс, нарушает это соглашение, не хочет его соблюдать. Ранее члены НАТО обсуждали, что делать, когда оно перестанет действовать. Произойти это может 2 августа. Что же будет?
Михал Барановский: Фактически Россия нарушала ДРСМД уже много лет. Это было известно, но об этом не говорили вслух, в том числе в рамках НАТО, поскольку все надеялись, что отношения с Москвой удастся наладить. Однако в 2014 году надежды рухнули. Все узнали о факте нарушения договора, когда США решили публично об этом сообщить и заявили, что они тоже из него выйдут, раз Россия его не соблюдает.
Вашингтон дал Кремлю время на то, чтобы вернуться к соблюдению договоренностей, но тот не предпринял шагов в этом направлении. Договор будет действовать до 2 августа, если, конечно, что-то не изменится в самый последний момент.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг высказал недавно надежду, что Россия избавится от ракет 9М729. Все эксперты, однако, в этом сомневаются, так что договор прекратит свое существование. Добавлю, что мы, Европа и Североатлантический альянс, уже давно стоим перед лицом угрозы. Речь идет о ракетах средней дальности (с радиусом действия от 500 километров), часть из которых может быть оснащена ядерными боеголовками. Некоторое время назад начались дискуссии о том, как НАТО следует отреагировать на ситуацию.
— Пока Альянс не говорит о конкретных шагах. Могут ли с его стороны последовать какие-то действия?
— Совершенно ясно, что Россия нарушает договор. С этим согласились все 29 членов НАТО. Сейчас они обсуждают, как должны будут выглядеть их шаги после 2 августа, при этом мы будем прилагать усилия к тому, чтобы Москва вернулась к соблюдению договоренностей. Добавлю, что ни один из союзников не нарушает ДРСМД, нарушает его только Россия. Возможны два пути. Один — это создание противовеса российскому потенциалу, то есть принятие на вооружение ракет с дальностью более 500 километров, развертывание которых было до сих пор запрещено. Это будет нелегко, поскольку сейчас у НАТО таких ракет нет. Американцы начали разработку таких вооружений, но им понадобится еще лет десять. Второй вариант — использование средств, которые не были запрещены ДРСМД, но не использовались: договор запрещает развертывание ракет наземного, но не морского или воздушного базирования.
— Такие ракеты у нас есть.
— Да. Так что союзники наверняка рассматривают такой вариант. В последнее время также стала обсуждаться тема модернизации системы противоракетной обороны. Речь идет о том, чтобы она могла эффективно работать в том числе против ракет меньшей дальности. Все это мы пока слышим только в СМИ, чтобы усовершенствовать существующие системы, придется произвести технический анализ.
— На обвинения Россия отвечает, что она не нарушает договор. Представитель МИД РФ Мария Захарова утверждает даже, что когда он утратит силу, Москва не станет размещать новых ракет. Как это понимать, если на Западе выяснили, что она уже их разместила?
— Это просто российская пропаганда. Нет ни малейших сомнений в том, что такие ракеты у России есть, что она приняла их на вооружение. У нас есть убедительные доказательства, Альянс на своих последних встречах четко это подтвердил.
— Как будет выглядеть развитие ситуации после 2 августа?
— Россия уже нарушила договор, так что я бы не ожидал после 2 августа дальнейшей эскалации с ее стороны. Вопрос в том, что предпримет Альянс. Москва особенно активно подключалась к дискуссиям о системе противоракетной обороны НАТО, то есть о базах в польском Редзиково и Румынии. Эта система создавалась для защиты от угроз со стороны Ирана, но россияне опасались, что ее могут использовать для перехвата российских межконтинентальных ракет. Россия наверняка продолжит утверждать, что она не нарушает договор, но это не так. Все союзники об этом знают. Нужно только не забыть о том, чтобы довести эту информацию до общественности. Россия не описывает реальное положение дел, а лжет.
— Обе стороны параллельно делают заявления, а общественность теряется, не понимая, как выглядит реальная картина.
— Россия пытается подвергнуть сомнению выводы, которые сделали страны НАТО, сеет сомнения, хаос.
— Что изменится после того, как договор утратит силу?
— Не стоит забывать, что многое уже изменилось. Прекращение действия договора — это результат действий России. В средне- и долгосрочной перспективе они обернутся серьезными последствиями. Как полагают в НАТО, уже сейчас значительная часть его территории находится в зоне поражения российских крылатых ракет, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками. Речь идет не только о Польше и восточном фланге, но и о многих странах Западной Европы, а также Азии. Москва старается расшатать все существующие в Европе военные соглашения, попрать принципы, на которых покоится мировой порядок. Она придерживается такой логики действий с 2008 года: мы видели нападение на Грузию, потом аннексию Крыма и войну на Украине, а сейчас видим разрыв ДРСМД.
— Заинтересована ли Россия в выработке нового договора СНВ? Недавно появились сообщения, что президент США вернется к этой теме только в следующем году.
— Основная цель Москвы ¬- расшатывание основ сотрудничества в сфере безопасности в Европе. Она хочет, чтобы главную роль играла логика силы, Путин делает в своей политике ставку на нее.
Иногда нам кажется, что такие действия обернутся против Москвы, но Кремль считает иначе. Мы думали, что передвижение границ, нападение на другое государство, это неудачная идея, но россияне придерживались другого мнения. Так что сложно сказать, как они воспринимают СНВ. Мы, однако, знаем, какова долгосрочная стратегия России: она хочет разрушить существующую систему безопасности. Об этом свидетельствуют как отношения между Москвой и НАТО в целом, так и, например, полеты российских самолетов с выключенными транспондерами.
— Также мы видим это на Украине. Россия остается там активной, даже если ее действия уже не имеют характера военной агрессии, а приобретают новую форму. И это не единственная сфера, где мы можем наблюдать российскую активность.
— Фактически мы имеем дело с такими действиями постоянно, но не всегда умеем связать их между собой. Если оглянуться назад, можно увидеть, например, такую череду событий: нарушение Россией договора о РСМД, нападение на украинский военный флот, покушение на Скрипалей с использованием химического оружия… Россия продолжает конфронтацию с Западом у границ Альянса и на его территории. НАТО готовится к тому, чтобы отвечать на такие шаги, в частности, укрепляя свой восточный фланг. Система сдерживания должна стать более эффективной.
— Если сопоставить все события, о которых Вы упоминали, действительно, становится видно, что такого рода агрессивных актов было много. Россия прощупывает Запад?
— Да, она прощупывает его, стараясь подавить его политическую и военную волю.