Вот уже пять лет Россия находится под санкциями. Все чаще раздаются требования снять их. Насколько целесообразны эти штрафные меры?
«Россия — стратегически важный партнер, для улучшения отношений нам необходимо снять санкции», — написал премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер (Michael Kretschmer) в начале июня после беседы с Владимиром Путиным во время экономического форума в Санкт-Петербурге. По его словам, санкции представляют собой большую проблему — в особенности для саксонской и восточногерманской экономики.
Другие политики и предприниматели высказывают аналогичное мнение. При этом не обсуждается, о каких санкциях идет речь, и по какому поводу они были введены. А ведь это немаловажно, если речь идет о смысле санкции и их возможной отмене.
Сделки с Крымом запрещены
Первый пакет штрафных мер распространяется на экономическую деятельность на украинском полуострове Крым, эти меры — реакция на аннексию полуострова Россией в марте 2014 года. Конкретно речь идет о запрете вывозить оттуда продукты, делать там инвестиции, а также предоставлять оборудование и услуги для некоторых сфер инфраструктуры и переработки сырья. Кроме того, туристическим компаниям запрещено предлагать услуги, связанные с Крымом, а круизные суда имеют право заходить в тамошние порты только в самых крайних случаях.
Вторая группа санкций связана с полномасштабной реализацией Минского соглашения по Украине. Они предусматривают эмбарго на поставку вооружений и ограничения на товары, которые полностью или частично могут использоваться в военных целях.
Дополнительно к этим мерам составлен список из лиц, предприятий и организаций, обвиняемых в действиях, направленных против территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины. На них распространяются ограничения в поездках, их активы в ЕС заморожены.
Санкции носят точечный характер
Требования снять санкции обосновывают в первую очередь ущербом для экономики. Так, Восточный комитет германской экономики в 2017 году писал о «значительной двузначной, если не трехзначной сумме, исчисляемой в миллиардах».
Однако трудно измерить этот ущерб в отрыве от других факторов. Научная служба бундестага пришла в 2017 году после просмотра многочисленных публикаций к выводу, что уменьшение экспорта в Россию обусловлено в основном спадом в развитии российской экономики.
Директор по России Немецкого агентства по внешнеэкономическим связям (GTAI) Герит Шульце (Gerit Schulze) указывает на медленно растущие инвестиции, застой в потреблении и падение реальных доходов населения России в последние шесть лет. К этому добавилось удорожание немецких товаров, связанное с падением курса рубля, а также то обстоятельство, что при государственных закупках предпочтение отдается местным, а не зарубежным промышленным товарам. То есть, проблемы немецких компаний на российском рынке в меньшей степени связаны с санкциями ЕС, носящими точечный характер.
Россия — не самый важный торговый партнер
Министр экономики Саксонии Мартин Дулиг (Martin Dulig) считает, что санкции 2014 года — это лишь катализатор для и так происходящего сокращения бизнеса в России. Его спад саксонские компании смогли «относительно успешно» компенсировать другими рынками, заявил Дулиг, о чем написала хемницкая газета «Фрайе прессе» (Freie Presse). В списке торговых партнеров Саксонии Россия стоит на 17-м месте. И для других восточногерманских земель важнейшим рынком сбыта является ЕС, считает московский шеф GTAI Шульце.
Проблемы от российских и американских санкций
Однако проблемой являются штрафные меры США, которые могут быть введены и против предприятий третьих стран, если те сотрудничают с Россией. По мнению Шульце, опасения, связанные с третьими странами, особенно беспокоят восточногерманские фирмы, которые, как правило, меньше западногерманских предприятий. Они часто не могут себе позволить дорогостоящие проверки. Также Шульце указал на то, что и для восточногерманских, и для западногерманских компаний проблемой стало российское эмбарго на ввоз продуктов питания и сельскохозяйственных товаров, которое Путин ввел в ответ на санкции Запада.
Нарушения перемирия остаются безнаказанными
Остается вопрос, способствуют ли санкции мирному урегулированию конфликта на Украине. Изменения статуса Крыма не предвидится, и на востоке Украины продолжаются бои. Демилитаризация полосы местности между украинской армией и сепаратистами уже расценивается как «знак, внушающий оптимизм». При этом Минские соглашения предусматривают демилитаризацию всей линии фронта.
Бои продолжаются, и бывший заместитель руководителя миссии ОБСЕ Александр Хуг (Alexander Hug) объясняет это тем, что постоянные нарушения перемирия остаются без последствий. И эта безнаказанность провоцируют дальнейшие столкновения. Отсутствие доверия между конфликтующими сторонами и недостаток политического давления на международном уровне также этому способствуют. Это значит, что санкции мало учитывают специфику ситуации или же в недостаточной степени вызывают отклик на конкретную обстановку на местах.
Возникает вопрос: может быть, стоит использовать альтернативные средства? «Хорошо, что мы, в отличие от прошлого, не прибегаем в подобных вопросах к насильственным методам. Но то, что мы реагируем решительно и сплоченно, тоже хорошо, важно и правильно», — сказал посол Германии в России Рюдигер фон Фритч (Rüdiger von Fritsch) в конце июня перед окончанием работы в Москве.
Санкции подхлестнули рост расходов в связи с агрессивным поведением России, пишут эксперты Янис Клуге (Janis Kluge) и Сабине Фишер (Sabine Fischer) из «Фонда науки и политики». По их мнению, дальнейшую эскалацию удалось предотвратить коллективными действиями ЕС. Но снятие санкций без реализации Минских соглашений может оказать растормаживающее воздействие на конфликтующие стороны, предостерегают эксперты.