Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Science (США): исследователи планируют путешествие в Японию на примитивном судне, надеясь на разгадку древней тайны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Группа из пяти путешественников попыталась разгадать древнюю тайну: как изначально были заселены острова Восточно-китайского моря и на каких судах люди эпохи Палеолита могли преодолевать большие расстояния. По мнению ученых, этот эксперимент позволит узнать, с какими трудностями сталкивались наши предки, а также о навыках и социальной организации, которые требовались для подобного путешествия.

Пять путешественников на примитивном каноэ, которое они смастерили вручную, попытаются преодолеть 200 километров в открытом море. Их цель — выяснить, как изначально были заселены острова Восточно-китайского моря. Путешествие из Тайваня до острова Йонагуни, крайней западной точки японского архипелага Рюкю, предположительно продлится 40 часов. Это станет заключительным шагом шестилетних попыток узнать, какие виды судов могли построить и использовать люди эпохи Палеолита и как на таких судах они могли преодолевать большие расстояния.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые люди мигрировали на территорию современной Японии еще 30 тысяч лет назад. Вероятно, до основных островов из северо-восточной Азии они добрались по сухопутному мосту из Сибири и через проливы на водных судах с Корейского полуострова.

Однако «большой загадкой» продолжает оставаться то, как именно люди эпохи Палеолита заселили архипелаг Рюкю, говорит Ёсукэ Кайфу, археолог Национального японского музея природы и науки в Токио. Именно ему принадлежит идея данной экспедиции. «„Чрезвычайно сложные"» морские путешествия осуществлялись на судах из материалов, которые не сохранились до наших дней», — сказал археолог. Парусных же судов тогда еще не было, поэтому команде под руководством Кайфу предстояло построить и проверить на прочность суда, которыми могли управлять древние мореплаватели.

Остров Йонагуни виден с горы Тароко, который находится на северо-востоке Тайваня. «И, вероятно, надо полагать, что древние люди знали об этом острове», — говорит Кайфу. Чтобы показать, что переправа с Тайваня на остров Йонагуни была возможной, Кайфу в 2013 году начинает планировать «полную реконструкцию» подобных маршрутов. Члены команды сначала построили лодки из камышей, схожих по конструкции с тростниковыми судами, использовавшимися древними людьми по всему миру. Затем, опираясь на традиционную технику племени Амис, населяющего Тайвань, они принялись за сооружение плотов из бамбука. Пробные заплывы на короткие расстояния показали, что эти суда были медленными, и течение могло легко сбить их с курса. Команда пришла к выводу, что такие суда были непригодны для путешествий на больших расстояниях.

Во время путешествия опытные байдарочники из команды Кайфу будут грести на лодке из бревен или на вытесанных из дерева каноэ, приближенных к найденным в Китае и Японии судам, возраст которых оценивается в 8000 лет. Команда использовала простые каменные топоры по образцу археологических находок эпохи Палеолита в Японии.

Такие топоры нужны для того, чтобы рубить деревья толщиной в один метр и затем вытесать семиметровый блиндаж весом в 350 килограммов. Построенное таким образом каноэ оказалось более легким, более плавучим и на 50% более быстрым, чем суда, которые использовались ранее. Чтобы максимально приблизиться к условиям, в которых жили древние люди, члены команды не будут использовать современные навигационные средства. Вместо этого они доверятся опыту мореплавателя из племени Маори из Новой Зеландии, который умеет ориентироваться по звездам, а также оценивать силу ветра и океанских волн.
«Что бы ни произошло, результаты экспедиции должны быть досконально проанализированы», — говорит Хелен Фарр, археолог Саутгемптонского университета в Великобритании. Она отмечает, что уровень моря в древности был примерно на 100 метров ниже, чем сейчас. Это могло влиять на избранные путешественниками маршруты. Тем не менее она дает эксперименту высокую оценку, признавая, что он может «улучшить наше понимание» того, с какими трудностями сталкивались наши предки, а также рассказать об умениях, технике и социальной организации, которая требовалась для осуществления подобного путешествия.

«Даже неудача эксперимента может быть информативной, — говорит Робин Деннелл, археолог Эксетерского университета в Великобритании, изучавший заселение островов Рюкю. — Это может рассказать нам, почему острова НЕ были заселены». Он также приветствует то, что данный проект позволяет современным людям задуматься над вопросами истории и «восхититься тем, на что были способны люди более 30000 лет назад».

Обновление от 10 июля:

Команде путешественников удалось провести свой эксперимент. «Это можно назвать неожиданно большим успехом», — заявил Ёсукэ Кайфу. Команда из 5 человек покинула берег Тайваня 7 июля после полудня. На вторую ночь Изможденные спустя полтора суток гребли путешественники решили отдохнуть, и, пока они спали, течение воды несло их каноэ к цели. «Нам действительно повезло», — сказал Кайфу. Команда завершила свое путешествие к полудню 9 июля, проведя в открытом море 45 часов. По оценке Кайфу, их маршрут стал длиннее запланированного на 30-40 километров. «Научным путем сложно доказать, действительно ли люди эпохи Палеолита преодолевали большие расстояния в океане на своих судах. Однако эксперимент дает мне ощущение, что именно так наши предки достигали далеких островов», — поделился археолог.