Если говорить о беспорядочных сексуальных связях королевской семьи Франции, то нерешительный Людовик XVI стал самым настоящим исключением. Во времена правления Генриха IV, Людовика XIV и Людовика XV стены Версаля чего только не видели: секс втроем, оргии, пристрастие к несовершеннолетним и бесконечное множество других извращений. Но новый наследник престола оказался воплощением невинности. Почему среди всего этого разврата он вдруг отказался от вожделения и распущенности?
В книге «Эротическая история Версаля» Мишель Верже-Франчески (Michel Vergé-Franceschi) и Анна Моретти (Anna Moretti) описывают бурную жизнь, царившую во дворце в XVII, XVIII и XIX веках. Свое повествование они заканчивают на Людовике Августе, будущем короле Людовике XVI, при котором дворцовые страсти поутихли. Его малый интерес к сексуальным отношениям привел к появлению многочисленных теорий.
Первые слухи появились после его бракосочетания с австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой 16 мая 1770 года. За церемонией последовала тоскливая первая брачная ночь без секса. «Говорят, спалось ему хорошо», — записала в своем дневнике герцогиня Нортумберленд. Никаких других новостей не было. По мнению распущенных обитателей Версаля 17-летние супруги, спящие в разных комнатах, больше напоминали пожилую пару. Через восемь недель после свадьбы граф Фуэнтес, посол Испании, сообщил испанскому двору, что брак дофина (наследник престола) Франции и Марии-Антуанетты всё еще не был консуммирован.
Дедушка лично берется за решение проблемы
Для любой монархии потомство короля и его наследника является делом государственной важности, но эта проблема не стала бы такой насущной, если бы дедушка наследника, Людовик XV, не был самым настоящим распутником. Его брак с полькой Марией Лещинской начался с бурной сексуальной лихорадки, и сам он был известен одержимостью девочками-подростками, которая не исчезла даже тогда, когда он уже был в преклонном возрасте. Узнав о застенчивости внука, Людовик XV сразу же вмешался и написал наследнику, прося его консуммировать брак во что бы то ни стало.
Австрийка Мария-Антуанетта, капризная женщина, пытавшаяся адаптироваться к жизни во Франции, тоже расспрашивала мужа о проблеме, которая препятствовала их сексуальным отношениям. Будущий король, который предпочитал охотиться или бездельничать, подтвердил свои чувства к ней и сказал, что их интимные отношения начнутся после переезда в Компьень на севере Франции. Такой ответ не убедил ни Марию-Антуанетту, ни ее мать Марию-Терезию. Переезд в Компьень ничего не изменил, поэтому Мария-Терезия посоветовалась со своим врачом относительно возможного лечения.
Но лечение от чего? Похоже, и сам наследник престола этого не знал. 18 июля 1770 года королевский хирург из-за всё ухудшающейся простуды будущего Людовика XVI и по требованию самого наследника провел его полный осмотр. Врач не нашел ничего, что могло бы препятствовать интимным отношениям Людовика и Марии-Антуанетты. Поэтому супруги стали спать вместе и несколько месяцев спустя попытались наконец консуммировать брак, но, по словам историка Якоба Моро, у них ничего не получилось.
Когда после бракосочетания прошло уже больше полутора лет, Мария-Терезия получила доклад от своего лечащего врача, который советовал дофину принимать «медицинские ванны после проведения небольшой операции, крайне необходимой для устранения препятствий консуммации брака». До того момента существовали самые разные теории: одни считали, что виной всему позднее половое созревание, другие, что ослабление функций желёз, диабет или адизопогенитальная дистрофия, но птички эрцгерцогини Австрии точно указали, что проблема была каким-то образом связана с уздечкой крайней плоти или фимозом.
Чтобы окончательно разрешить загадочную проблему, в октябре 1772 года Людовик XV пригласил молодых супругов к себе и лично осмотрел гениталии внука. По его мнению, никакая операция не была нужна. С тех пор начали ходить официальные слухи о том, что врожденная аномалия вынуждает принца «умерить порывы», поскольку из-за нее он испытывает непереносимую боль.
Мог, но просто не хотел
Через четыре года после свадьбы из-за отсутствия изменений в сексуальных отношениях Людовика XVI с супругой различные доктора посоветовали ему провести хирургическую операцию, однако король отказался, поскольку боялся, что ему могут занести инфекцию или причинить боль. Но к этому моменту Мария-Антуанетта уже знала, что ее муж «мог, но просто не хотел». Секс не интересовал его так сильно, как охота. Он предпочитал вовсе не вступать в сексуальные отношения. Были и те, кто считал, что ему достаточно приложить немного усилий во время полового акта, и тогда операция даже не понадобилась бы.
«Одни говорят, что уздечка так сжимает крайнюю плоть, что она расслабляется в момент проникновения и Его Величество испытывает такую сильную боль, что вынужден умерить порывы, необходимые для завершения акта. Другие считают, что крайняя плоть настолько узкая, что ее невозможно расслабить достаточно, чтобы обнажить головку полового члена. Это препятствует полноценной эрекции. Первый случай встречается довольно часто, обычно при первых попытках. Но другие мужчины испытывают большую тягу к плотским утехам, чем Его Величество, по причине темперамента или неопытности. С жаром страсти уздечка разрывается полностью или частично, но достаточно для того, чтобы продолжать…» — объясняет в письме граф Аранда, один из самых хорошо проинформированных представителей знати в Европе.
В целом затруднения короля заключались в отсутствии сексуального влечения и небольшой проблеме с гениталиями. Ее можно было устранить ранее при помощи операции, но теперь она могла привести к болезненному обрезанию. Это, по крайней мере, объясняет, почему король и королева оставались девственниками в течение семи лет. В итоге 15 января 1776 года знаменитый хирург Жак-Луи Моро заверил короля в том, что можно обойтись без операции и что, скорее всего, проблема сама исчезнет, когда нормализуется его сексуальная жизнь.
Операция была не нужна, но последующие попытки консуммировать брак всё равно не увенчались успехом. Через несколько месяцев император Священной Римской империи Иосиф II написал в одном письме, что король Франции «на супружеском ложе испытывает эрекцию, вставляет половой член, остается в таком положении около двух минут, затем вытаскивает его всё еще в состоянии эрекции и желает супруге спокойной ночи. […] И он счастлив, хотя напрямую заявляет, что делает это из чувства долга и что не находит в этом ничего приятного!». Иосиф II винил свою сестру Марию-Антуанетту за отсутствие характера, но всё же пообещал при встрече устроить французскому монарху взбучку.
По словам бельгийского дипломата Мерси д'Аржанто, супруги консуммировали брак семь лет спустя 18 августа. В этот день король посетил покои королевы после приема ванны. «Я безумно счастлива. Восемь дней назад мы консуммировали брак. Вчера всё повторилось, и было даже лучше, чем в первый раз… Не думаю, что уже беременна, но, по крайней мере, теперь я могу на это надеяться», — воодушевленно писала Мария-Антуанетта своей матери.
В конце этого же года королева родила в Версале первую дочь. В 1781 году родился дофин, в 1785 — еще одна дочь, а в 1786 — будущий Людовик XVII. До Великой французской революции оставалось три года. Так завершилась одна трагическая часть жизни Людовика XVI и началась другая, приведшая его к гильотине. А скандальная жизнь королевской семьи только усугубила недовольство народа.