Во время встречи глав России и Японии на полях саммита G20, прошедшего 29 июня, не было никакого прогресса в области решения территориальной проблемы.
После визита Владимира Путина в Японию в декабре 2016 года, который рассматривали как поворотный момент в истории японо-российских отношений, не было сделано конкретных шагов в урегулировании этой проблемы, несмотря на многочисленные встречи в верхах.
Как России и Японии подписать мирный договор? В этой статье я хочу проанализировать то, как Москва и Токио могут договориться о демаркации границ, чего не удалось сделать за весь послевоенный период.
Запоздалый «новый подход»
В мае 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ начал использовать «новый подход». Его суть в том, чтобы на время отложить юридические и исторические аспекты, сделать упор на экономическое сотрудничество, так называемую «совместную хоздеятельность», и укрепить доверительные отношения.
Тем не менее, говоря словами Путина, «стихи новые, но мелодия старая».
Если действительно стремиться урегулировать территориальную проблему, детального обсуждения демаркации границ не избежать. Если бы японские власти нацелились на то, чтобы урегулировать вопрос следующим образом, с точки зрения России это действительно стало бы «новым подходом».
Японии нужно развивать переговоры о передаче островов Хабомаи и Шикотан, поняв предел возможных уступок со стороны России. Что касается Кунашира и Итурупа, то здесь следует добиться неизменных условий, даже если бывшим жителям островов, как и всем другим японцам, не удастся вернуть суверенитет на них.
В ноябре 2018 года Россия и Япония договорились вести переговоры о мирном договоре на основе Советско-японской декларации 1956 года. Другими словами, Япония согласилась на компромиссный план: отказаться от требований возврата четырех островов и ограничиться только Хабомаи и Шикотаном. Это предложение администрации Абэ надо было делать еще в конце 2016 года.
На что готов Путин
Проанализировав детали переговоров после ноября прошлого года, я понял, что теперь Путин не может отдать суверенитет даже на Хабомаи и Шикотан.
На это есть целый комплекс причин. Выделю три основные.
Первая: внутренняя политика, состоящая в укреплении патриотизма, проекте экономического развития Курил и так далее, а также серьезные противоречия в территориальных переговорах с Японией.
Вторая: в ходе процесса смены политики в отношении Японии и Запада в период с 2004 по 2005 год президент Путин начал четко обозначать проблему Южных Курил как победу во Второй мировой войне, и это стало частью политической идеологии.
Третья: в результате аннексии Крыма в марте 2014 года резко возрос патриотизм, сложилась такая международная обстановка, которую начали называть новой холодной войной, и на этом фоне Россия стала преследовать только собственные интересы, превратившись в «Неороссию».
Как в этих сложных условиях Япония и Россия могут определить границы и заключить мирный договор?
Путин лично ознакомился с совместной декларацией, пришел к готовности следовать ее девятому пункту, то есть передать два острова, и письменно признал юридическую силу этой декларации.
В 2004 году, несмотря на протесты общественных организаций Сахалинской области, в ходе заседания кабинета министров российский лидер подчеркнул, что Россия выполнит все обязательства по ратифицированным документам.
Также в ходе многочисленных пресс-конференций он неоднократно проявлял интерес к улучшению японо-российских отношений и подписанию с Японией мирного договора.
Путин, помнящий девятую статью наизусть, вероятно хочет выполнить долг и урегулировать проблему.
Я думаю, что он готов договориться с Японией о демаркации границ на основе Советско-японской декларации.
Проблема безопасности и исторического восприятия
Помимо демаркации, у России и Японии также есть такие проблемы, как безопасность и историческое восприятие, однако эти вопросы вполне решаемы.
Что касается безопасности, то в мирный договор можно включить следующую фразу: «В случае создания военных баз на Шикотане и Хабомаи после их передачи Японии договор аннулируется, и эти острова тут же возвращаются России». Тогда Россия будет спокойна, несмотря на сохранение японо-американского союза.
Кроме того, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявляет, что только Япония не хочет признавать результаты Второй мировой войны, однако если проблему исторического восприятия урегулировать на основе совместной декларации, то вопрос будет закрыт.
Что касается девятой статьи совместной декларации, то среди российских японоведов и юристов бытует мнение, что передать можно только то, чем владеешь.
Другими словами, в России считают, что раз Япония подписала эту декларацию, это значит, что она косвенно признала российский (в то время советский) суверенитет на острова.
В 2005 году президент Путин заявил, что Южные Курилы принадлежат России по результатам Второй мировой войны, и это подтверждено международным правом.
Логику России можно трактовать следующим образом: из четырех островов, ставших российскими по результатам войны, Хабомаи и Шикотан можно передать в соответствии с положениями декларации.
Следовательно, если передать Хабомаи и Шикотан на основе декларации, правительство России сможет объяснить народу, что Япония косвенно признала результаты Второй мировой войны. Так будет урегулирована проблема исторического восприятия.
План демаркации границ
Существует способ сдвинуть территориальную проблему с мертвой точки: на время заморозить обсуждение передачи суверенитета на Хабомаи и Шикотан, частично признав требования России, и начать переговоры по условиям передачи административных прав.
Суть в том, чтобы Япония взяла как можно больше, создала условия, сравнимые с возвратом суверенитета, и добилась соблюдения прав бывших жителей и их семей на свободное посещение островов. Порядок действий может быть следующим:
1) Создать комитет по обсуждению совместной декларации и начать переговоры по способам и срокам передачи Хабомаи и Шикотана на основе девятого пункта декларации, компенсации российским жителям (условиям сосуществования), компенсации России за развитие инфраструктуры, проблеме промысла в исключительной экономической зоне, разработке месторождений континентального шельфа, демилитаризации и так далее.
2) Одновременно создать комитет по совместной хоздеятельности на Курилах, Сахалине, Дальнем Востоке и в Сибири. Обсудить создание особой зоны совместного развития и управления на Кунашире и Итурупе, возможность безвизового посещения всех Курил (японцы смогут свободно приезжать по японскому удостоверению личности), а также крупномасштабное экономическое сотрудничество во всех регионах.
3) Когда через несколько лет будут подписаны различные соглашения обоими комитетами, учредить комитет по заключению мирного договора и приступить к составлению документов, не имеющих отношения к проблемам безопасности и демаркации.
4) Правительствам обеих стран необходимо совместно заявить, что демаркация границ за счет передачи Японии Хабомаи и Шикотана будет способствовать повышению уровня жизни обоих народов, а также объяснить причины смены политического курса и детали территориальной проблемы, добившись понимания граждан.
Проблема «северных территорий» поднималась в нашем подкасте Ни пяди земли. Как Россия и Япония делят Курилы
Если начать обсуждение уже в 2019 году, скорее всего, в процессе жарких дебатов по поводу национальных интересов доверие между странами укрепится.
На фоне возникновения новых отношений между Россией и Японией стороны смогут подписать мирный договор и в конечном итоге договориться о демаркации.
Средний возраст бывших жителей перевалил за 84 года. Непозволительно давать им и их семьям, потомкам и всему японскому народу иллюзию, которая далека от реальности.
Как и в случае с конфликтом с Китаем вокруг Сенкаку, можно положить территориальную проблему под сукно и ждать своего шанса 50 или 100 лет.
Тем не менее вероятность того, что в будущем у России и Японии будут такие руководители, как Абэ и Путин, которые стремятся к развитию японо-российских отношений за счет решения территориальной проблемы и подписания мирного договора, крайне мала.
На четырех островах, которые японские власти называют исконно японскими, ежедневно пишется история россиян. В 2035 году длительность японского управления и фактического контроля России сравняется: 90 лет.
Скорее всего, при Путине и Абэ сейчас это последний шанс для переговоров.
Если правительство Японии действительно хочет определить границы и заключить мирный договор с Россией, то ему необходимо вести переговоры, исходя из того, что на данный момент Япония может реально получить.