«Дагсависен» (Dagsavisen): На прошлой неделе социологический опрос показал, что двое норвежцев из троих боятся Путина. Вы смотрели этому злу прямо в глаза. Каково это — оказаться лицом к лицу с президентом?
Ян Эспен Крузе: Для меня это было очень увлекательно. Этой осенью я увидел его не впервые. Но с предыдущего раза прошло много лет. Здорово получить такую возможность, но в этот раз во время их встречи с Эрной Сульберг ситуация была особой. Нам не разрешили задавать вопросы, но это был наш единственный шанс получить какой-то комментарий о деле Фруде Берга (Frode Berg). В таких случаях, бывает, приходится нарушать дипломатический этикет и встревать. И все получилось очень удачно. Это тем более интересно, что ты никогда не знаешь, как отреагируют русские. Российские журналисты такого не делают. Они слушаются властей. Но я подумал, что было бы разумно задать вопрос напрямую Путину, если мне позволят. И все прекрасно получилось.
— Что вы думаете по поводу того, что многие норвежцы побаиваются его сейчас?
— Почему, по вашему мнению, сейчас его боится так много норвежцев?
— Я даже не знаю. Возможно, в этом виноваты СМИ. Ведь сейчас идет очень жесткая конфронтация между Россией и Западом. Поэтому о России говорят много негативного. Может быть из-за этого. Люди путают конфликт между Россией и Западом с политикой в целом.
— Есть ли у людей основания бояться?
— Конфликт между Россией и Западом становится все более серьезным. Это может быть поводом для беспокойства. Соглашения о разоружении разваливаются, разрабатывается новое ядерное оружие. Это, конечно, большая причина для беспокойства. Но в этом нельзя винить одного Путина. Путин должен защищать интересы России. НАТО в последние годы все ближе подбиралась к ее границам. Понятно, что Путина такое развитие событий тревожит. НАТО также развернула противоракетную оборону в Восточной Европе. У российских военных есть много причин для тревоги. Неправильно будет смотреть на это однобоко.
— Где вы сейчас находитесь?
— В Москве.
— Работаете или у вас сейчас отпуск?
— Работаю. Мой летний отпуск уже закончился. Я ездил на пару недель в Хорватию за солнцем и теплом. А затем в Ставерн, где я родился. Там было немного холодно.
— Какая книга сыграла самую большую роль в вашей жизни?
— Это очень сложный вопрос. Но мне очень понравилась «Sapiens: Краткая история человечества». Мне она показалась очень интересной.
- Когда вы бываете счастливы?
— В кругу детей и семьи.
- Кто у вас был любимым героем в детстве?
— Что вам больше всего не нравится в себе самом?
— Ну, я часто чего-то боюсь. Но страх может и подстегивать тебя делать что-то лучше. Это палка о двух концах.
— Что вы делаете, чтобы расслабиться?
— Ну а что я могу делать? Русская икра и шампанское всегда хорошо идут.
— Из-за чего вы бы пошли на демонстрацию?
— Пожалуй, вообще не пошел бы. Сейчас я уже давно живу за границей. Издалека начинаешь лучше понимать и ценить норвежскую систему. Политическую систему, норвежский уклад жизни. Вот если бы кто-то попытался все это изменить, тогда я бы точно вышел на демонстрацию против этого.
— Вы о чем-нибудь сожалеете?
— Всегда есть о чем пожалеть. Но это не особенно конструктивно.
— С кем бы вы хотели застрять в лифте?
— Я бы с удовольствием застрял в лифте с Путиным здесь, в Москве. Тогда у меня была бы возможность задать ему еще несколько вопросов. Добраться до него не так просто.