Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): новые американские санкции против России

© AP Photo / Andrew HarnikПрезидент США Дональд Трамп
Президент США Дональд Трамп
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новые антироссийские санкции США, связанные с покушением на Скрипалей, в итоге оказались не такими широкими, как могли быть. И не окажут заметного воздействия на экономику РФ, пишет издание. Кроме того, американцы заранее предупредили Россию о том, какие ограничения введут, и Москва отреагировала на них спокойно. Введение этих санкций следует рассматривать прежде всего в американском внутриполитическом контексте.

2 августа Государственный департамент США объявил о введении второго пакета санкций, которые служат реакцией на проведенную в марте 2018 года в британском городе Солсбери российскую химическую атаку на семью Скрипалей.

Ограничительные меры включают в себя:

1. Протест США против возможных решений международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк), в которых они состоят, о выделении России кредитов или предоставлении другого рода финансовой или технической помощи.

2. Запрет на приобретение американскими банками (это понятие трактуется довольно широко, в него включаются все действующие на финансовом рынке юридические лица, в том числе инвестиционные фонды или брокеры) нерублевых облигаций российского суверенного долга, размещаемых на первичном рынке, а также кредитование в валюте российского руководства (то есть правительство, Центральный банк и государственные фонды, на государственные компании запрет не распространяется).

3. Ужесточение запрета на поставку в Россию товаров двойного назначения, которые могут быть использованы для производства биологического или химического оружия: выдача лицензий на экспорт таких материалов будет рассматриваться «исходя из презумпции отказа».

Санкции вступят в силу после публикации уведомления в федеральном регистре США, которая, как ожидается, произойдет примерно 19 августа, и будут действовать 12 месяцев (предусмотрена возможность продления). Условия их отмены таковы: Россия не будет заниматься подготовкой к применению химического оружия, не станет применять его в будущем, согласится продемонстрировать международным инспекторам гарантии его неприменения и выплатит компенсацию жертвам атаки в Солсбери.

Официальную реакцию российских властей на новые ограничительные меры можно назвать насмешливо-пренебрежительной. Официальный представитель МИД России Мария Захарова, указав на их ограниченный масштаб, назвала действия США пропагандистской акцией. Вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заверил, что санкции не окажут заметного воздействия на российскую экономику. В свою очередь, отвечающий за американское направление заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков подчеркнул, что американцы руководствуются внутриполитическими (предвыборным) мотивами, и возложил ответственность за введение санкций на тех, кто «кто использует отношения с Россией как инструмент во внутриполитической борьбе».

Рынки отреагировали на сообщение о санкциях временным ослаблением рубля (примерно на 1%) и падением котировок российских еврооблигаций (тоже на 1%).

Комментарий

Введение второго пакета американских санкций против России за химическую атаку в Великобритании ожидалось уже давно. Эта тема активно обсуждалась на внутриполитической сцене США. Первый пакет, введенный в рамках закона 1991 года «О ликвидации химического и биологического оружия», появился в августе 2018 года и включал в себя запрет на экспорт в Россию всех технологий, связанных со сферой национальной безопасности. Появление следующего ожидалось в течение трех месяцев, то есть в ноябре 2018. Однако администрация Трампа медлила с решением, ссылаясь на собственное понимание закона, за что ее критиковал ряд членов Конгресса (в первую очередь демократов).

Новые санкции носят ограниченный характер. Белый дом не воспользовался широкими возможностями, которые давал вышеупомянутый закон, позволяющий, в частности, полностью запретить экспорт и импорт, разорвать дипломатические отношения или приостановить авиасообщение.

Новые ограничительные меры не окажут сильного влияния на российскую экономику. Во-первых, Россия уже давно не пользуется финансовой или технической поддержкой международных финансовых организаций (в особенности МВФ), а проекты Всемирного банка в этой стране приостановили в 2014 году в рамках реакции на аннексию Крыма. Кроме того, в текущей экономической ситуации Россия в такой помощи не нуждается. Российская казна, в отличие от российских компаний, лишь в ограниченной степени пользуется заграничной финансовой поддержкой (в частности, посредством размещения еврооблигаций). Объем долга резидентов РФ в американских банках составляет примерно 11 миллиардов долларов, при этом в американских руках находится лишь 8-10% российского публичного госдолга (3,5 миллиарда долларов). Более того, по данным американских СМИ, США предупредили Москву о намерении вести ограничительные меры такого рода уже в феврале, так что в марте и июне россияне успешно продали на первичном рынке еврооблигации на общую сумму 5,5 миллиарда долларов и 750 миллионов евро, превысив таким образом лимит по внешним займам на 2019 год почти в два раза. Приобретали их преимущественно европейские и российские покупатели.

Санкции могут опосредованным образом повлиять на кредитный рейтинг России и склонить иностранных игроков отказаться от покупки российских облигаций. Между тем ограничение возможностей российского министерства финансов в области выпуска еврооблигаций не будет иметь ключевого значения: в первую очередь российское руководство привлекает средства на внутренним рынке. Следует также отметить, что введенные для американских игроков ограничения не касаются вторичного рынка нерублевых облигаций РФ. В свою очередь, экспорт в Россию товаров двойного назначения уже запрещен в рамках отдельных американских санкционных мер, и новые мало что в этой области изменят.

Введение США новых санкций следует рассматривать прежде всего в американском внутриполитическом контексте. Их можно расценить как попытку отмести обвинения в том, что администрация Трампа закрывает глава на агрессивную политику Москвы. Это также важный элемент кампании, предшествующей президентским выборам 2020 года, на которых действующий президент США собирается побороться за переизбрание.

Представляется, что инициатива американского руководства не окажет значительного влияния на отношения между Москвой и Вашингтоном, в особенности если российская сторона действительно заблаговременно получила информацию о готовящихся санкциях. Более того, 31 июля Трамп позвонил президенту Путину и предложил, в частности, оказать ему помощь в тушении лесных пожаров в Сибири. Официальное сообщение Кремля на эту тему было выдержано в положительном ключе. Путин оценил предложение как «залог того, что в будущем между Россией и США могут быть восстановлены полноформатные отношения», — говорилось в нем. Следует отметить, что одновременно Трамп предупредил российского лидера о намерении подписать указ о введении санкций. О спокойной реакции Москвы на новые ограничительные меры свидетельствуют также сдержанные официальные комментарии, в которых проводится мысль, что американский президент не несет ответственности за их введение.

С одной стороны, Кремль продолжает рассчитывать на то, что Трамп будет заинтересован в нормализации отношений с Россией, не требуя от нее значительных уступок. С другой — Москва осознает, что никаких серьезных положительных жестов в свой адрес со стороны американской администрации из-за предвыборной кампании в США до ноября 2020 года ей ожидать не приходится.