Самое главное направление, которое мы можем обсуждать с Турцией — это противостояние с Россией. Правда, у нас ограниченный инструментарий, но Анкара заинтересована в вопросе Крыма и защите крымских татар от нарушений их прав. Нам нужно добиваться, чтобы Турция осуждала такие действия России. Плюс надо обсуждать освобождения политических заключенных.
Во-вторых, это торгово-экономическое сотрудничество. Объемы двусторонней торговли у нас достигли 3,8 миллиарда долларов и могут быть еще большими.
Украина пока отстает от России по многим направлениям. Но нужно идти дальше, можно улучшить ситуацию. Надо делать все, чтобы хотя бы сравняться в некоторых аспектах с Россией. У них большие ресурсы, но в сфере поддержки безопасности в Черном море Украина имеет большой потенциал. Мы можем стать основным партнером Турции по обеспечению свободы судоходства в Черноморском бассейне, в отличие от России. Надо работать системно, целостно, адекватно. Суть всего сотрудничества с Турцией — чистый прагматизм.
В Турции усиливается российское лобби, которое может помешать налаживанию отношений с Киевом, например, в энергетической сфере. Но дрейф Турции от Запада в целом означает не сближение с Россией, а тенденцию к выходу Анкары на самостоятельную внешнюю политику. Там хотят, чтобы Турция стала региональной супердержавой, которая не зависит от глобальных центров влияния — ни от США, ни от России, ни от Китая. Украина может стать равноценным партнером, который поможет воплотить эту мечту и в то же время получит необходимые материальные ресурсы.