По-видимому, в ближайшие месяцы в нашем регионе вспыхнет «война» между США и Россией, и в эпицентре столкновения титанов окажется Сербия, которая подвергнется сильнейшему давлению. Так ее будут склонять к тому, чтобы она вступила в НАТО, отдалилась от Москвы и пошла на уступки в решении косовского вопроса.
На то, что мировые державы готовятся к «схватке» на Балканах, указывает и то, что и в Вашингтоне, и в Москве заявляют, что мы являемся самой значимой страной в регионе. Кроме того, и США, и Россия отправили в качестве послов в Белград опытнейших дипломатов (Энтони Годфри и Александра Боцан-Харченко).
Главной задачей нового посла США, как сам Годфри подтвердил несколько дней назад в обращении к Сенату, будет реализация стратегии Вашингтона, направленная на ограничение «вредного влияния России на Балканах» любыми средствами.
С другой стороны, в одном из своих первых заявлений Боцан-Харченко сообщил, что Москва продолжит укреплять сотрудничество с Белградом и что Россия сделает все возможное, чтобы агрессия НАТО против Сербии не повторилась.
Годфри, по примеру целого ряда американских представителей в последнее время, обвинил Москву в том, что она играет роль дестабилизирующего фактора в регионе. Он заявил, что после дипломатической работы в Москве, где он был заместителем посла, «он хорошо осведомлен об агрессивном поведении Москвы, ее вредном влиянии и дезинформационной кампании, которую она ведет в Европе».
«Цель США на Западных Балканах противоположна целям России, но согласуется с целью Сербии, которая хочет интегрироваться в Запад. Мы хотим поддержать Сербию в ее стремлении на Запад и нормализации отношений с Косово», — четко заявил Годфри.
Москва много раз отвечала на подобные обвинения США и заявляла, что это политика Вашингтона в регионе на самом деле дестабилизирует обстановку и угрожает международному правовому порядку. Российский посол Боцан-Харченко сказал в четверг агентству «Танюг», что они не хотят брать Сербию под свой «зонтик безопасности» или «превращать ее в площадку для столкновения с Западом или НАТО».
«Военный нейтралитет дает Сербии возможность сотрудничать с тем, с кем она хочет, для обеспечения обороноспособности страны и армии. Мы полагаем, что Сербия является сильным самостоятельным государством, и президент и правительство следуют именно такой линии: сотрудничество — да, но никаких „зонтиков"».
Дипломат Зоран Миливоевич сказал в комментарии для «Вечерње новости», что в регионе, несомненно, ощущается конфронтация интересов крупных держав: «Ясно, что Сербия занимает важное место в этом столкновении. В будущем она сохранит эту позицию, так как Запад еще не отказался от своих интересов в этом регионе. Расчет делается на то, что Сербия играет решающую роль на Балканах, и для достижения целей все давление будет направлено на нас».
Нужно вернуть сюда международное право
Россия поддержит компромиссное и незаурядное решение, к которому должны прийти Белград и Приштина и которое Россия могла бы отстаивать в Совете безопасности ООН. Об этом заявил российский посол в Белграде Александр Боцан-Харченко, который в интервью «Танюгу» также сказал, что попытается «плечом к плечу бороться вместе с Сербией ради того, чтобы в регион вернулось международное право раз и навсегда и, прежде всего, в вопросе Косово».
На вопрос о возможности смены формата и рамок диалога с Приштиной Харченко ответил, что Россия занимает принципиальную позицию: «Все, что касается инициативной роли Белграда, мы поддерживаем и поощряем. Если будут приняты некие решения и если Сербия попросит у России присоединиться к некой группе государств, то мы можем (почему нет) на это пойти. Но при этом должна учитываться наша позиция и наша приверженность Резолюции 1244. По-другому мы не можем, и думаю, что и Сербия тоже. Сейчас мы готовы внести свой вклад в возобновление диалога».
Сотрудник служб безопасности, связанный с албанцами
Техасский конгрессмен Джон Рэдклифф, которого американский президент Дональд Трамп намерен назначить главой Нацразведки США, по сообщениям албанских СМИ, тесно связан с албанской диаспорой в США и известен как сторонник признания независимости Косово.
После решения Трампа бывший министр иностранных дел так называемого Косово Петрит Селими в своем «Твиттере» опубликовал фотографию, на которой Рэдклифф сложил руки в виде символа так называемой Великой Албании. Селими написал, что видел несколько лет назад, как Рэдклифф выступал на мероприятии албанской диаспоры, и подчеркнул, что тот яро отстаивает косовскую независимость и евроатлантическую интеграцию Албании и Косово.