Зададим себе два вопроса:
- О чем говорит звонок Зеленского Путину?
- А также о чем говорит его нервное требование немедленно созвать встречу в нормандском формате, чтобы «стороны могли посмотреть в глаза друг другу»?
Ответ: как всякий популист, и тем более политически совершенно неопытный популист, Зеленский не понимает роли дипломатии во внешней политике.
Все популистские лидеры считают, что профессиональные дипломаты им не нужны. Популисты предпочитают только личные контакты с лидерами других стран и полностью полагаются на свою интуицию и свою харизму в проведении внешней политики.
Таким популистом является Трамп, который лично вершит свою внешнюю политику и, по сути, загнал ее уже в тупик. Такими же популистами являются Орбан, Эрдоган, Лукашенко и др. Так как популизм стал современным трендом, то соответственно набирает силу и популистская внешняя политика.
Серьезные политические лидеры проводят свою внешнюю политику через профессиональных дипломатов. Задача дипломатов — проводить закрытые переговоры со своими визави из других стран, готовить и согласовывать договоры и приглашать своих лидеров только на заключительный этап, когда можно уже подписать договоры, которые дипломаты подготовили.
Популисты отвергают такой подход и полностью полагаются на персональный подход во внешней политике. Популисты верят, что их талант убеждения выше и эффективнее всех дипломатов вместе взятых.
Поэтому все трое дипломатично отказали Зеленскому во встрече. И правильно сделали. Жесткий урок для нашего президента. То, что пройдет у Зеленского с Трампом, не пройдет с Меркель, Макроном и Путиным.
Но главная проблема внешней политики Зеленского даже не в том, что он дилетант и популист, а в том, что у него нет собственно самой политики. У него нет пока собственного видения, собственной стратегии, он не знает, что делать в Донбассе, что предложить обществу. Как результат Зеленский ведет себя ситуативно, стараясь угодить всем и заботясь главным образом о своем рейтинге.
Как долго Зеленский сможет еще петлять между каплями дождя? Думаю, максимум еще 5 — 6 месяцев. Если за этот период он не предложит обществу своей собственной внятной политики по Донбассу, то его популярность резко пойдет на спад. Общество не любит невнятных политиков. Кто не верит, спросите у Кравчука. Или даже у Ющенко.