Напряженность в отношениях между Турцией и Сирией резко возросла в понедельник, 19 августа, когда самолеты российско-сирийской коалиции нанесли удар по турецкому конвою в Сирии, в результате чего погибли как минимум трое мирных граждан.
Между тем сухопутные силы российско-сирийской коалиции очень близки к тому, чтобы отрезать турецким войскам доступ к шоссе к северу от удерживаемого повстанцами города Хан-Шейхун. Турции нужен доступ к автодороге М-5, чтобы доставлять материальные средства на военный наблюдательный пункт на границе между сирийскими провинциями Хама и Идлиб.
Помимо авиаударов, ситуация вокруг Хан-Шейхуна свидетельствует об активизации совместных российско-сирийских усилий, направленных на то, чтобы существенно уменьшить влияние президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Сирии. Тот факт, что Эрдоган продолжает поддерживать сирийские повстанческие группировки, включая сирийское ответвление «Аль-Каиды» «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещенные в России организации — прим. ред.), приводит Сирию и Россию в ярость. Однако эта коалиция не просто борется с террористами. Множество сирийских повстанцев попросту защищают свои семьи от истребления.
С учетом всего этого Эрдоган, чьи позиции внутри Турции ослабли, может увидеть в кратковременной эскалации конфликта возможность сплотить свою националистически настроенную исламистскую базу, а затем заключить перемирие на более выгодных условиях.
Последние четыре года Эрдоган постоянно колебался между тем, чтобы противиться амбициям российско-сирийской коалиции (чтобы позиционировать себя отцом-защитником сирийских суннитов), и тем, чтобы подчиняться воле Путина. Наряду с множеством других инцидентов нанесенный в понедельник авиаудар доказывает, что инициатива остается на стороне Путина.