Президент Франции Эммануэль Макрон как раз в преддверии саммита G7 решил заявить о возможности новых отношений между ЕС и Россией. Его встреча с Владимиром Путины в Форте Брегансон позволила выявить как явные различия в вопросах свобод и гражданских прав, так и стратегические совпадения в позициях Франции и России в нынешней обстановке всеобщего хаоса и утраты главенствующей роли США в мире.
В политическом мироустройстве Россия уже не является сверхдержавой, способной влиять на правила игры или даже устанавливать их, как это делали СССР и США после Второй мировой войны.
Стремление стать сверхдержавой наблюдается сейчас в Пекине, а Москва тем временем старается извлекать выгоды из противоречий и слабостей других стран, не имея возможностей выстроить мир по своим лекалам.
На нынешнем этапе геополитического оппортунизма судьба России может быть выстроена в двух направлениях: в сторону Китая или в сторону Европы. В первом случае она будет играть откровенно подчиненную роль, во втором — более сбалансированную. Если отбросить лирические отступления, свойственные международным встречам на высшем уровне, то Макрон прав, когда говорит о европейских корнях русской культуры.
Все дело в том, что эти корни не единственные, и следует также учитывать притягательную силу антизападной идеологии, которая отождествляет либеральную демократию с ослаблением России и, что еще хуже, с заинтересованностью Запада в подрыве российской власти.
То обстоятельство, что сам Путин разделяет эти взгляды, отождествляющие движение в защиту демократии и демонстрации в поддержку свободных выборов (особенно участившиеся в России) с подрывной работой западных спецслужб, не должно стать серьезной причиной, препятствующей улучшению отношений с Москвой. В конце концов, те же США и европейские страны вели с СССР активный диалог в годы холодный войны, в результате чего были подписаны важные договоры в области разоружения. И это при том, что режим в Советском Союзе был намного хуже нынешней российской автократии.
В пользу оттепели в отношениях можно привести много доводов, и ни один из них не означает отказа от осуждения нарушений прав человека и ограничений гражданских свобод со стороны путинского режима. Главный из этих доводов — необходимость выстраивания новой архитектуры безопасности, которая включала бы в себя Россию, а не оставляла ее в стороне; возобновление прерванного ныне процесса ракетно-ядерного разоружения и, наконец, разрешение или хотя бы ослабление кризиса на Украине, который угрожает серьезными конфликтами соседним с Россией странам, входящим в ЕС и НАТО.