Свою поездку на встречу «Большой семерки» во французском Биаррице Дональд Трамп совместил с несколькими визитами к европейским коллегам. Ангелы Меркель (Angela Merkel) в их списке не оказалось: 15-я по счету международная поездка кроме Франции приведет Трампа в Польшу и Данию, нашу страну американский президент, некогда признававшийся в особой любви к Германии, обходит стороной, а температура отношений с основным заокеанским союзником Федеративной Республики — где-то на уровне нуля. Глава Белого дома занимает свой пост два с половиной года: двусторонней встречи с германскими лидерами за этот период не было и в ближайшее время не запланировано: краткосрочная остановка на американской военной базе Рамштайн в Рейнланд-Пфальце в прошлом году была для встречи с американскими же солдатами.
Действующий президент США уже посещал Италию, во Франции с Великобританией был по два раза: в списке состоявшихся зарубежных визитов все страны «Большой семерки», кроме Германии. По сравнению с предшественниками подобное поведение Дональда Трампа как минимум непривычно: Барак Обама (Barack Obama) отправился в Дрезден на пятый месяц президентства, Джордж Буш — младший (George W. Bush) встретился с канцлером ФРГ на семнадцатом месяце президентского срока, Билл Клинтон (Bill Clinton) — через полтора года. Трамп проводит в Белом доме уже 31-й месяц.
Потенциальная встреча Дональда Трампа с Ангелой Меркель вряд ли принесла бы много радости обоим политикам: отсутствие переговоров — свидетельство глубоких разногласий между нынешними руководителями Германии и Америки. Ни один из союзников не подвергается более жесткой критике со стороны президента США, чем наша страна, будь то недостаточные оборонные расходы, строительство газопровода «Северный поток — 2» в Балтийском море, несимметричность торгового баланса. Последняя капля в море несоответствий образу верного союзника — уверенный отказ Германии участвовать в потенциальной операции военно-морских сил США для охраны торговых судов в Персидском заливе. Ни один другой участник блока НАТО не сформулировал этот отказ так четко и однозначно, как ФРГ. Ядерное соглашение с Ираном и политика в сфере защиты климата — очередные камни преткновения, вопрос о торговых пошлинах окончательно не закрыт. Список германско-американских разногласий никогда за почти 75 послевоенных лет не был таким длинным: разговаривать Трампу с Меркель — только ругаться.
Зато в Польше и Дании американского президента ждут благодарные слушатели: обе страны занимают в конфликтах между США и Германией проамериканскую позицию. Польша исполняет обязательство тратить два процента ВВП на оборонные расходы, считается вернейшим сторонником политики Трампа в Европе и выступает против строительства «Северного потока», как и Дания. Дружбы с Германией у действующего президента США не получилось — как и лично с Ангелой Меркель: еще в конце 2015 года, на фоне массового притока беженцев и до последней победы на выборах Трамп назвал канцлера «человеком, разрушающим Германию». В ходе майского визита Меркель в США у Трампа не нашлось для нее времени, а встреченная овациями речь канцлера в Гарвардском университете оказалась своего рода подведением итогов политики американского президента — при том, что его имя ни разу не было упомянуто. Университетское издание Harvard Gazette приветствовало Ангелу Меркель как «канцлера свободного мира»: «лидерами свободного мира» обычно называют американских президентов.
У Дональда Трампа не сложились отношения не только с Ангелой Меркель: нынешний президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) называл его «проповедником ненависти», когда еще занимал пост министра иностранных дел, и вряд ли эта оценка претерпела значительные изменения. Вместе с Штайнмайером Трамп 1 сентября будет участвовать в памятных мероприятиях в Польше, приуроченных к восьмидесятилетию начала Второй мировой войны, с Ангелой Меркель увидится в Биаррице — также на нейтральной территории. А вот в местах происхождения его предков, в маленьком винодельческом городке Кальштадт в земле Рейнланд-Пфальц, Дональда Трампа, всерьез собиравшегося посетить «малую родину», по всей видимости, будут ждать еще долго.