С 2015 года Украина перестала импортировать газ непосредственно из России, начав закупать российский газ в ЕС. Запуск в 2020 году импорта из Румынии, как ни удивительно это прозвучит, лишь увеличит ее зависимость от него. Одновременно проект по созданию соединительных газопроводов между Польшей и Украиной, которые могли бы служить для поставок нероссийского сырья, продвигается неудовлетворительными темпами.
В понедельник 19 августа Укртрансгаз объявил, что с января 2020 года появится возможность начать импорт газа из очередного европейского государства — Румынии. Это станет очередным этапом в процессе диверсификации направлений поставки сырья. Непосредственно у своего восточного соседа украинцы перестали закупать газ уже в 2015 году.
Опосредованная зависимость
Здесь следует обратить внимание на слово «непосредственно». С 2015 года газ действительно начал поступать на Украину с Запада по соединительным газопроводам с Венгрией, Словакией и Польшей. Это в основном то же самое сырье, которое идет через украинскую территорию в ЕС. Поставщиками выступают также Германия и Норвегия. При этом с 2015 года Берлин придерживается стратегии наращивания объемов реэкспорта российского газа на Украину.
Трудно винить Киев за то, что он стремится к диверсификации. Уже сам отказ от непосредственной закупки сырья у россиян — это вполне оправданный шаг в контексте продолжающегося конфликта между Россией и Украиной. Зависимость Киева от поставок из РФ давала Кремлю возможность оказывать на украинцев давление.
В случае реэкспорта из европейских государств непосредственных связей между двумя странами не возникает. Кроме того, попытки перекрыть украинцам вентиль привели бы к росту напряженности между Россией и Германией, а также другими членами ЕС. Это своего рода страховка для украинцев, которая обеспечивает им бесперебойные поставки. Такую страховку, однако, нельзя назвать идеальной.
Видимость диверсификации
В связи с этим на Украине уже давно ведутся разговоры на тему углубления диверсификации источников поставок и обретения Киевом реальной независимости от российского газа. В частности, появилась идея построить в Одессе регазификационный терминал. У этого проекта есть свои недостатки (высокая стоимость и риски, связанные с агрессивными действиями российского флота), так что его временно заморозили.
На первый взгляд, новость о запуске импорта из Румынии можно счесть очередным шагом на пути к углублению диверсификации. В определенном смысле так оно и есть: чем больше источников импорта, тем выше уровень энергетической безопасности страны. Следует, однако, проследить путь газа до точки, откуда он поступает.
Румыния занимает сейчас в ЕС четвертое место по объему производства газа. Также Бухарест вынашивает смелые планы по разработке месторождений на шельфе Черного моря, благодаря чему в ближайшие годы он может стать крупнейшим нетто- экспортером голубого топлива. Между тем пока он не может сам полностью обеспечить себя сырьем, а поэтому покрывает примерно 10% своего спроса за счет импорта (особенно это становится актуальным в отопительный сезон). В 2018 году Румыния купила 1,32 миллиарда кубометров российского газа, который поступал по газопроводу через украинскую территорию.
Газовое землетрясение
В 2020 году на газовой карте произойдут серьезные изменения. Одним из важнейших событий станет ввод в эксплуатацию «Турецкого потока», который приведет к ограничению поставок российского сырья в Турцию через территорию Украины, а далее — Молдавии, Румынии и Болгарии. Новый газопровод россияне строят именно для того, чтобы отказаться от этого маршрута.
В связи с этим не вызывает удивления, что 1 января 2020 года украинцы планируют начать импорт из Румынии, частично используя в реверсном режиме инфраструктуру, служившую для транспортировки газа на юг. Однако этим путем на Украину может пойти сырье из «Турецкого потока»: у Румынии нет достаточного количества газа собственного производства, начало разработки новых месторождений из-за изменений в румынском законодательстве откладывается, а Венгрия, с которой связана румынская газотранспортная система, потребляет в основном российское голубое топливо. Россия, в свою очередь, не будет заинтересована в том, чтобы поставлять сырье для украинцев через украинскую территорию в Румынию, откуда пойдут реверсные поставки, раз вместо этого она сможет использовать «Турецкий поток».
Единственная реальная возможность направить из Румынии на Украину 1,5 миллиарда кубометров газа — это поставить его при помощи «Турецкого потока», а потом, используя Трансбалканский газопровод, — через болгарскую и румынскую территорию. Этот сценарий существует не только в воображении экспертов: Газпром уже направил Софии сообщение, что с 2020 года газ для нее (95% сырья Болгария импортирует из России) пойдет по «Турецкому потоку». На днях переговоры с российским монополистом начала также Молдавия, которая объявила, что планирует покупать сырье именно из этого газопровода. Оно будет поставляться по тому же маршруту, которым с 2020 года собирается пользоваться Украина. Таким образом, Киев фактически поддерживает процесс ограничения транзита через свою территорию. Существует, однако, другой гораздо более разумный план.
Реальная диверсификация
Самым разумным решением представляется активизация работ по увеличению пропускной способности соединительного газопровода между Польшей и Украиной, а также наращивание объема экспорта с польского направления. Даже сейчас имеющиеся мощности не используются на 100%. Основное преимущество такого варианта заключается в том, что Киев смог бы добиться реальной диверсификации и начать после 2020 года покупать нероссийское сырье, в частности, с СПГ-терминалов в Свиноуйсьце и Клайпеде, а в будущем также из плавучего регазификационного терминала, который появится в Гданьском заливе.
Курс, которого придерживается «Укртрансгаз» и украинские власти в области диверсификации, может вызывать удивление, поскольку даже беглого взгляда на ситуацию достаточно, чтобы сделать вывод о приоритетности создания интерконнекторов с дружественной и динамично развивающей свое газовое портфолио Польшей.
С другой стороны, Варшава могла бы тоже приложить больше усилий к тому, чтобы увеличить объем экспорта на Украину. Уже сейчас все сильнее дают о себе знать технические ограничения. Польская система задумывалась для поставок газа с востока на запад, однако, появление регазификационного терминала в Свиноуйсьце и Балтийского газопровода переворачивает эту схему с ног на голову. Задача концерна «Газ-Систем» состоит в том, чтобы адаптировать польскую газотранспортную систему к новым условиям и создать возможности для реэкспорта норвежского газа и СПГ. Сейчас с этим возникли бы сложности.
«Геополитика трубопроводов» несовместима с простыми решениями. Газопроводные сети — это система сообщающихся сосудов, и каждый игрок хочет налить в свою посудину как можно больше. В ближайшие годы мы увидим, как эта система переживает революционные изменения, а какую форму она обретет, зависит в том числе от польских системных ограничений и судьбы польско-украинских интерконнекторов. К сожалению, сейчас оба эти элемента не работают на Польшу и Украину.