С 2012 года электронные тендеры правительства с завидным постоянством выигрывают российские компании. Они принимают участие в качестве филиалов, представительств, просто ООО или акционерных обществ соседней страны. Об этом можно судить по результатам двух исследований, проведенных издательством «Батумелеби» и Объединением журналистских расследований iFact.
Для сравнения: если в тендерах 2013 года принимали участие 11 российских компаний, то к прошлому году их число выросло в 15 раз — до 163 юридических лиц-нерезидентов. Следует отметить, что в Грузии зарегистрированы 5 тысяч 88 компаний, в которых один партнер является гражданином России или физическим лицом с двойным гражданством (из них одно — российское).
Согласно пояснениям государственного агентства по закупкам, нерезидентом считается компания, которая зарегистрирована в единой системе госзакупок под кодом иностранного государства.
Тройка лидеров этих компаний выглядит так: компания Челябинсктранссигнал одержала победу в 29 тендерах с общим объемом сделок свыше 46 миллионов лари. ООО Классикстрой»победила в 29 тендерах на сумму 18,5 миллиона лари. На счету ООО Владнефтепродукт 29 выигранных тендеров на общую сумму 15,5 миллиона лари. Последняя, кстати, в 2016 году осуществила реконструкцию здания полиции.
Аналогичную точку зрения высказал представитель «Нацдвижения» Георгий Барамидзе: «Яснее ясного, что на протяжении этих лет проводимая властями политика была направлена на увеличение зависимости страны от российского направления. Положение дел в экономике, энергетике наглядно свидетельствует, что власти силой хотят вернуть страну на эксклюзивную российскую орбиту».
В свою очередь, представители «Грузинской мечты» не отрицают факта участия российских компаний в различных инфраструктурных проектах. По словам депутата Рати Ионатамишвили, это допустимо, если нет нарушений законодательства: «Разумеется, приоритетом для нас является углубление экономического сотрудничества с европейскими компаниями. Что касается участия в тендерах российских фирм, то, если есть правовые основания для пересмотра или отмены контракта, мы должны исходить из этого принципа».
В поднятой теме не увидел проблем генсек «Грузинской мечты» и мэр Тбилиси Кахи Каладзе. «Наш рынок открыт, и я не вижу проблемы, если компания в Грузии учреждена российским бизнесом. Главное, чтобы они соответствовали нормам законодательства и удовлетворяли требованиям тендера», — отрезал он.
По словам представителя Объединения журналистских расследований Нино Бакрадзе, мэрия Тбилиси в период 2014-2018 гг. оплатила работы шести российских компаний на сумму 11 миллионов лари: «Россия не является благожелательным соседом. Она всегда использует полученные деньги против нас, когда в этом возникнет надобность. Вопрос в большей степени находится в моральной плоскости, и ответ на него должна дать сама общественность».