В тот вечер, когда Серена Уильямс вернулась на корт имени Артура Эша, где проходил прошлогодний, болезненный для неё, финал Открытого чемпионата США (US Open), можно ли было найти более воодушевляющего партнера, чем Мария Шарапова?
Многое поменялось в теннисе, да и в других сферах жизни с тех пор, как Уильямс последний раз встретилась с Шараповой в январе 2016 года.
Но кое-что осталось неизменным. Шарапова — по-прежнему главная теннисная муза Уильямс, регулярно раскрывающая все лучшие стороны ее мощной игры.
Их матч, состоявшийся в первом круге Открытого чемпионата в понедельник, был во многом похож на предыдущие: Уильямс, как обычно, быстро разрядила напряжение, точно рассчитывая свои удары.
«Такое чувство, что ее игра просто отлично сочетается с моей, — сказала Уильямс, словно оправдываясь. — Я всегда говорила, что ее мяч каким-то образом приземляется в моей зоне удара. Не знаю. Просто идеально для меня».
На этот триумф со счетом 6-1, 6-1 ушло всего 59 минут, он стал 19-й кряду победой Уильямс над Шараповой, которой удалось обыграть Уильямс только два раза за 22 встречи, последний раз — в 2004 году. Они никогда не встречались друг с другом на Открытом чемпионате США.
Главный матч минувшего понедельника, один из лучших в карьере Уильямс с тех пор, как в марте 2018 года она вернулась на корт после рождения первого ребенка, еще и открыл перед ней кое-какие заманчивые перспективы.
Если она сохранит такой же кураж, не получит травму и будет наносить такие же мощные удары, Уильямс, вероятно, снова очень далеко пойдет на турнире «Флашинг-Медоус».
«Невероятный уровень, — говорит Кончита Мартинес (Conchita Martínez), бывшая чемпионка Уимблдона, а ныне тренер. — Серена так хорошо двигалась, а она может так ударять по мячу только тогда, когда так хорошо двигается».
В этом году у 37-летней Уильямс часто были проблемы с движением, и ей было трудно соревноваться из-за травм. Проблемы с коленом сильно ограничили ее игру в первые пять месяцев сезона, а после выхода в финал Кубка Роджерса в начале этого месяца она вышла из игры в первом сете против Бьянки Андрееску (Bianca Andreescu) из-за болей в спине.
Ее тренер, Патрик Муратоглу (Patrick Mouratoglou), уверенно объявил о ее готовности к Открытому чемпионату, и Уильямс вышла на корт и доказала это, постоянно подавая и яростно отражая удары, отыграв пять из шести брейк-пойнтов, с которыми она столкнулась, и реализовав все пять своих брейк-пойнтов. Шараповой также не удалось выиграть у Уильямс ни одного очка на своей второй подаче (она закончилась со счетом 0 на 10).
Шарапова, в прошлом теннисистка № 1 и победительница Открытого чемпионата США, была на 15 месяцев отстранена за использование допинга после того, как оказалось, что она принимала запрещенный препарат мельдоний на Открытом чемпионате Австралии по теннису 2016 года, который до этого понедельника был самым последним, где она играла с Уильямс.
Шарапова вернулась к участию в турах в апреле 2017 года, но ей не удавалось удерживать высокие результаты, к тому же и она перенесла множество травм. В возрасте 32 лет она опустилась на 87-е место в рейтинге и была несеяным игроком, но она по-прежнему готова стремиться к своим лучшим дням и результатам.
«Главное, что я верю в свои способности, — сказала она. — Вы можете списать меня со счетов. Есть много людей, которые готовы списать меня со счетов, особенно после падения 6-1, 6-1 в первом раунде Открытого чемпионата США. Но пока тебя не списал твой внутренний голос, у тебя все будет О.К.»
Уверенная победа Уильямс состоялась в тот же день, когда Открытый чемпионат США представил миру статую в честь Алтеи Гибсон (Althea Gibson), одной из тех игроков, на кого ориентируется Уильямс, и первой афроамериканской теннисистки, завоевавшей титул в одиночном разряде на этом турнире.
«Я думаю, что для меня это особенный знак, тем более потому, что я знаю, кто такая Алтея, какова ее история, и через что ей пришлось пройти, — сказала Уильямс о статуе, которая находится недалеко от корта имени Эша. — Это другая эпоха, другие времена. Я прочла ее книгу. Я читала о том, что ей приходилось спать в машинах, потому что в отели ее не пускали. Ей было сложно даже найти партнера для совместной игры. Это было совершенно другое время. Конечно, трудно представить себя на ее месте, но также очень важно быть благодарной и знать, через что она прошла».
Уильямс продолжила: «Независимо от того, какого цвета ваша кожа, ее история наверняка будет для вас поучительной».
История самой Уильямс не менее поучительна. Двадцать лет назад она выиграла свой первый Большой шлем на Открытом чемпионате США. Она выиграла еще пять на «Флашинг-Медоус», но также много раз испытывала здесь смешанные чувства.
Прошлогодний финальный матч против Наоми Осаки (Naomi Osaka) был, пожалуй, самым тревожным моментом на Открытом чемпионате, когда Уильямс вступила в перепалку с судьей на вышке Карлосом Рамосом, который вынес ей три предупреждения за нарушение правил, оштрафовав ее на очко, а затем на гейм, так что она проиграла последовательный сет.
Осака, которая должна была праздновать победу, в итоге расплакалась на церемонии награждения, когда толпа зашикала и освистала судейство и результаты матча.
Рамос вернулся на Открытый чемпионат в качестве главного судьи, но организаторы турнира заявили, что не будут назначать его ни на один из матчей Уильямс в этом году, чтобы не провоцировать беспорядки.
Уильямс спросили о том, что она думает по поводу Рамоса и такого решения. «Да я вообще не знаю, кто это», — ответила она с усмешкой.
Несомненно лишь то, что 50 недель спустя теннисистка явно не подавала признаков, что она на грани срыва. Уильямс встретили громкими аплодисментами, когда она вошла на переполненный стадион в наушниках, с серьезным и уверенным выражением лица.
Пока Серена разогревалась, она позировала на корте для фото в футболке с надписью: «Я не иду на обман ради победы. Я лучше проиграю». Именно это Уильямс сказала Рамосу после того, как он заметил, что ее тренер Патрик Муратоглу подавал ей сигналы с трибун, и оштрафовал ее за подсказки.
Муратоглу, который в понедельник вечером снова занял свое место на трибунах, большую часть матча просидел со скрещенными на груди руками, и Серене Уильямс, сеяной под восьмым номером, даже и близко не понадобилось его вмешательство, чтобы довести игру до победного конца.
Похоже, что никто из тех, с кем ей предстоит сойтись, не раззадоривает ее так, как Шарапова. Следующий вызов во втором круге: 17-летняя американка Кэти Макналли (Caty McNally).
Кристофер Клэри более 25 лет освещал мировые спортивные события в газетах «Таймс» (The Times) и «Интернешл геральд трибьюн» (International Herald Tribune) из Франции, Испании и Соединенных Штатов. Специализируется на теннисе, футболе, Олимпийских играх и парусном спорте.