Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин в Хельсинки: как Финляндия хочет стать голубем мира (Nowa Europa Wschodnia, Польша)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит Путина в Хельсинки не стал переломным и выдающимся. Однако он показал, что финская почва служит для российского лидера плацдармом, позволяющим вернуться в европейскую и мировую политику, пишет издание. Также стало понятно, как Финляндия представляет свою роль в мировой дипломатии, а финский лидер пытается создать своей стране имидж посредника между большими державами.

Поездка российского президента, который посещает Финляндию практически каждый год, выглядела шаблонно. Путин прилетел в аэропорт Хельсинки-Вантаа с традиционным опозданием (на этот раз двухчасовым) в среду 21 июля в 16 часов. Далее, прибыв в президентский дворец на площади Кауппатори, он провел беседу за закрытыми дверями с президентом Саули Ниинистё. Следующим пунктом программы стала продолжавшаяся почти два часа пресс-конференция, после которой лидеры отправились на яхте «Култаранта VIII» в Свеаборг. После торжественного ужина в бывшей шведской и российской крепости президент РФ покинул Хельсинки.

Во время его визита прошло пять протестных акций организаций, критикующих российского президента и защищающих права человека (в частности, в них участвовала «Эмнести Интернэшнл»), на которых собралось по паре десятков человек. В целом это был стандартный, быстрый и гладко прошедший визит, который не принес переломных решений или сообщений. Тем не менее прозвучавшие в его ходе высказывания обоих президентов на тему двусторонних отношений и текущих международных проблем привлекли внимание СМИ всего мира. Визит Путина в Финляндию показал, какими средствами пользуется эта страна в своей внешней политике и к каким целям, в которых находят отражение опыт «финляндизации», современные тревоги на тему безопасности и дипломатические притязания, она стремится.

Путин о делах Финляндии и всего мира

Первыми темами, которые затронули Ниинистё, Путин и присутствовавшие на пресс-конференции журналисты, стали российско-финские отношения, а также сотрудничество двух государств в сфере экономики и культуры. Лидеры заверили, что они поддерживают добрососедские контакты и готовят совместные инициативы. В частности, шла речь о сотрудничестве в рамках проекта по переработке опасных отходов на полигоне «Красный бор» в окрестностях Петербурга, совместных исследованиях Санкт-Петербургского горного университета и Технологического университета Лаппеенранты, а также о борьбе с загрязнением окружающей среды, связанном с использованием угля (эту тему Финляндия поднимала во время своего недавнего председательства в Арктическом совете, а Россия активно подключалась к дискуссиям). Кроме того, было заявлено, что переговоры касались совместных инициатив в культурной сфере, хотя конкретные мероприятия не назывались (финская пресса предполагает, что речь шла в том числе о XX Российско-финляндском культурном форуме, который пройдет в Туле осенью 2019 года). Российский президент также напомнил, что с 1 октября Россия начнет выдавать электронные визы желающим посетить Петербург, и к этой программе подключат Финляндию.

Далее журналисты ожидаемо свернули на международные темы, такие, как дискуссии о возращении России (несмотря на то, что она не соблюдает права человека) в ПАСЕ, которое поддержали финны. Путин заявил, что если россиян не хотят видеть в этой организации, то они обойдутся без нее, но ее члены сами хотят, чтобы российские граждане и неправительственные организации имели возможность обратиться в ЕСПЧ. Ниинистё, в свою очередь, подчеркнул, как важно, чтобы Россия оставалась в составе организаций, защищающих права человека. В этом контексте прозвучал вопрос о недавних демонстрациях в Москве, в ходе которых россияне протестовали против недопущения части кандидатов к участию в местных выборах. Путин парировал, что в регистрации им отказали по юридическим причинам, а оспорить это решение можно в суде. Он добавил, что похожие протестные выступления происходят и в других странах Европы.

Вопросы журналистов касались также испытаний, которые провели 19 августа американцы: ракета, запущенная из наземной пусковой установки поразила цель на расстоянии более 500 километров. Это был первый такой тест после того, как США вышли из Договора о РСМД. Они сделали это 2 августа, объяснив свой шаг тем, что Россия не придерживается условий соглашения. Российский президент выразил обеспокоенность по поводу учений и заявил, что его страна займется разработкой аналогичных вооружений, которые станут одним из элементов ее системы безопасности, но начнет развертывать их лишь в том случае, если США решат разместить такие ракеты в Европе (в этом контексте он упомянул Польшу и Румынию).

Путина спросили также о причинах взрыва ракеты с ядерной энергетической установкой в Архангельской области и угрозе, которую может представлять этот инцидент для Финляндии. Место происшествия находится всего в 400 километрах от финской границы. Российский президент рассказал, что Финляндии ничто не угрожает, а взрыв был связан с испытаниями нового элемента обороны, к которым Москва была вынуждена приступить из-за политики США. Журналисты задались вопросом, не следует ли усовершенствовать систему обмена информацией о такого рода опасностях. Путин ответил на это, что в военной сфере существуют ограничения на распространение сведений о некоторых темах.

Он также ответил на вопрос агентства «Интерфакс», интересовавшегося, удастся ли завершить строительство газопровода «Северный поток — 2», проходящего по дну Балтийского моря, в срок. Путин ответил, что все зависит от действий европейских стран и того, поддадутся ли они давлению США, продвигающих в качестве альтернативы свой сжиженный газ. Европе, как он отметил, нужно понять, что она нуждается в российском сырье хотя бы потому, что американское стоит дороже. Работы по прокладке трубопровода в финской исключительной экономической зоне, как добавил президент России, уже завершены. Саули Ниинистё указал, что и Финляндия, и Швеция изучили юридические аспекты, связанные со строительством газопровода, но не обнаружили в этом плане проблем. Здесь следует отметить, что 19 августа финский Высший административный суд отклонил жалобу польского отделения фонда «Клайент Ёф» (Client Earth), касавшуюся строительства газопровода. Это произошло в тот момент, когда трубы фактически уже были уложены. Сейчас строительство блокирует Дания, которая не выдала разрешения на прокладку газопровода в своей исключительной экономической зоне.

Дипломатия по-фински

Внимание части СМИ привлекло также короткое сообщение Ниинистё о его предстоящем визите на Украину 12-13 сентября и встрече с Владимиром Зеленским. Финский президент сообщил, что он обсуждал с Путиным украинскую тематику, в том числе конфликт в Донбассе, и поделился с ним некоторыми соображениями. Ниинистё добавил, что сейчас ведется активная работа, направленная на поиск практических решений для завершения конфликта, которой он будет содействовать. Путин, в свою очередь, заявил, что он рассказал своему коллеге о проблемах на востоке Украины. Часть СМИ, в первую очередь финских, увидела в этом сигнал, что глава финского государства хочет в сентябре выступить в роли посредника между Киевом и Москвой и принять участие в урегулировании ситуации.

Методы финского руководства сильно отличаются от польского представления о том, как следует вести дипломатические переговоры с Россией. В последние десятилетия (и в период «финляндизации») для восточной политики Хельсинки были характерны прагматизм и осторожность в критике соседа, а одновременно стремление использовать отношения с ним для продвижения собственных политических проектов. В годы холодной войны и президентства Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) (1956 — 1981) без согласия СССР было немыслимо даже сближение с европейскими структурами или западными военными организациями. Ниинистё — это не Кекконен, он прямо говорит о необходимости углублять европейскую интеграцию и защищать суверенитет страны, но одновременно заявляет, что не будет вступать ни в какие военные союзы, пока его не вынудят к этому обстоятельства.

Он также, как «поздний» Кекконен или его преемник Мауно Койвисто (Mauno Koivisto), видит Финляндию в роли посредника между крупными державами, занимающего позицию «активного нейтралитета» (этот термин появился уже при Кекконене). В список заслуг Койвисто входит, в частности, организация встречи Буша и Горбачева в Хельсинки в 1990 году. Финляндия вынуждена балансировать между большими державами, поскольку она лишена защитного «зонта» НАТО и отрезана в географическом плане от стран Альянса (у нее есть сухопутная граница с Норвегией и морская — с Эстонией, но существенную роль играет здесь нейтральная Швеция). Впрочем, Саули Ниинистё накануне визита Путина заявил, что главная цель финской политики — это «достижение стабильности». В последнее время Хельсинки наряду с вопросами безопасности интересует также экономика и политика, не оказывающие разрушительного воздействия на окружающую среду и климат. Именно эти темы стали частью программы финского председательства в ЕС.

России выгодно иметь такого соседа, как современная Финляндия. Финское государство, несмотря на свое членство во враждебно относящемся к Москве Евросоюзе и нежелание каким-либо образом интегрироваться с постсоветским пространством (при Кекконене Финляндия была наблюдателем в СЭВ, а, как напоминают российские националисты, до 1917 года вообще входила в состав царской России), обеспечивает Российской Федерации политическую и военную стабильность у ее северо-западных рубежей (по меньшей мере отделяет ее от членов НАТО).

К важным вопросам относятся также торговля, экономическое сотрудничество или возможность относительно свободно передвигаться в приграничных районах. Кремль заинтересован в том, чтобы поддерживать с Хельсинки дружеские контакты, даже если сосед при всем своем хорошем отношении открыто называет Россию основную угрозой для своей безопасности. Финляндия становится для Москвы важным плацдармом в контексте ее стремления вернуться в активную международную политику, что видно, например, по регулярным визитам Путина.

При Кекконене критика президента со стороны СМИ была немыслима, так что они прибегали к автоцензуре. Сейчас финская пресса позволяет себе критиковать Ниинистё за то, что он доверяет Путину и его словам. С таким мнением, в частности, выступила на страницах столичной «Хельсингин саномат», сотрудница Хельсинкского университета и Финского Национального университета обороны Катри Пюннёниеми (Katri Pynnöniemi), которой не нравится излишне осторожная позиция президента. Издание цитирует также эксперта финского Института внешней политики Аркадия Мошеса. Он обращает внимание на тему проекта «Северный поток — 2» и слова двух президентов, свидетельствующие о том, что они обсудили некоторые темы, о которых Ниинистё собирается беседовать в сентябре с Зеленским.

К чему стремится Финляндия?

Саули Ниинистё может воображать свою страну в образе посредника между разными странами, но вопрос в том, соответствует ли это представлениям мировых лидеров. С одной стороны, в прошлом году Хельсинки использовали как нейтральную площадку для встречи Путина с Трампом, но с другой — финны остаются на обочине политики Европейского союза, где главную скрипку играют Франция и Германия. Кроме того, одна из целей Путина заключается в том, чтобы Россия вновь присоединилась к «Большой семерке», а Финляндия в эту группу не входит. Оставаясь за пределами большой западной политики, она может не получить роли посредника и переговорщика в международных конфликтах.

Но ставит ли перед собой такую цель Ниинистё? Несколько лет назад ЦРУ обнародовало свой доклад на тему Финляндии и политики Урхо Кекконена, подготовленный в середине 1973 года накануне подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Изучалась не только инициатива Хельсинки по созданию этого форума, но и активность Финляндии на международной арене в предыдущий период, например, ее предложение по созданию безъядерной зоны на севере европейского континента (то, что в Хельсинки сейчас обсуждаются темы, связанные с ракетными и ядерными вооружениями, выглядит насмешкой истории). В докладе делается вывод, что все эти действия были нацелены не столько на достижение разрядки в международных отношениях, сколько в первую очередь на обретение Финляндией имиджа продвигающей мир и стремящейся к разрешению споров страны. На такое государство было бы сложнее осуществить вооруженное или политическое нападение, даже если бы оно действовало не совсем так, как этого ожидают крупные державы.

Идея создания Совещания по безопасности и сотрудничеству служила Хельсинки, по мнению ЦРУ, в качестве страховки на случай заключения соглашения об ассоциации с Европейским экономическим сообществом. Если Ниинистё руководствуется такой же логикой, остается загадкой, чего он хочет добиться, стараясь присоединиться к переговорам на тему урегулирования ситуации на Украине. До сих пор казалось, что приоритетная цель финской дипломатии состоит в обеспечении безопасности собственной страны без присоединения к военным союзам. Возможно, так выглядит ситуация и на этот раз, но, возможно, речь идет уже не только о Финляндии.