Ситуацию на Западных Балканах, в том числе в Сербии, как крупнейшей стране региона, многие сравнивают с прежней холодной войной между двумя мировыми державами — США и СССР. На этот раз «в главных ролях» выступают прежние «актеры»: США и Россия. Однако из-за нового многополярного мирового устройства в игре также участвуют новые «лица»: Европейский Союз, Китай и даже арабские страны.
Как получилось, что Балканы и Сербия снова оказались в центре внимания? На то есть множество причин, но по сути речь идет о последнем регионе на европейском континенте, который все еще до конца не определился и не был интегрирован. Он принадлежит всем и не принадлежит никому.
Хорватия — член Европейского Союза, а также НАТО, как и Словения. Черногория не так давно отказалась от поддержки России и стала самым молодым членом альянса… Босния и Герцеговина пока не определилась. В Македонии тех, кто отвергал членство в НАТО, вытеснили с политической арены, и страна сменила название, став Северной Македонией. Теперь ее ждут и в Европейском Союзе, и в НАТО.
Все это говорит о том, что в балканской холодной войне в конце концов приходится определяться и выбирать ту или иную сторону.
А где же Сербия? Косово, интеграция в НАТО, географическое положение, шаткий мир… Сербия является средоточием всех этих проблем. Отчасти — в ЕС, отчасти — перед его дверьми. Сербия окружена странами НАТО, но не совсем… Все это создает благоприятную почву для сведения счетов.
Россия запаниковала
Хотя речь не идет о той холодной войне, которую мы знаем из истории, кое-кто все же именно так характеризует ситуацию, сложившуюся в балканских странах. Так, например, этого мнения придерживается Тимоти Лес, бывший британский дипломат и сотрудник Центра геополитики и стратегии Кембриджского университета.
«Балканы превратились в арену так называемой новой холодной войны, которая началась с кризиса на Украине в 2014 году. Тогда произошли две важные вещи. Россия запаниковала из-за „вторжения" США в Восточную Европу и начала активно блокировать интеграцию неприсоединившихся стран, таких как Украина, Белоруссия, Молдавия, а на Балканах: Сербия, Босния, Черногория и Македония. США, в свою очередь, ответили на это попытками нейтрализовать российское влияние на Балканах и стимулировать интеграцию стран региона в НАТО», — заявил Лес несколько дней назад изданию «Блиц».
Говоря о соперничестве держав, он отметил, что США победили в борьбе за Черногорию, защитив Мило Джукановича от государственного переворота, который поддержала Россия. К американским победам эксперт причисляет и Македонию, «где Америка устроила государственный переворот против Груевского», а затем надавила на Афины и Скопье, чтобы они подписали договор на озере Преспа. Он дал возможность интегрировать Северную Македонию в НАТО.
«Теперь США хотят победить и в Сербии, где власть отказывается „ослаблять" связи с Россией, от которой зависит поддержка в косовском вопросе. С прошлого года Америка пытается нейтрализовать российское влияние в Сербии, участвуя в переговорах о статусе Косово, а Россия стремится сохранить свою позицию иными способами, в том числе вооружая Сербию на случай, если ей придется противостоять одному из своих соседей», — сказал Лес.
По мнению Леса, Россия пользуется в Сербии большим влиянием, особенно в последние несколько лет, а все потому, что США были погружены в другие вопросы, не касающиеся Балкан. Но «сегодня все изменилось».
«Европейцы тоже не слишком рады подобному развитию событий, так как новая холодная война разворачивается у самых границ Европейского Союза», — сказал Лес.
США сильнейшая сверхдержава, но и у России есть мягкая сила
О том, что сегодня речи о холодной войне, известной нам по истории ХХ века, речи не идет, говорит и Дмитрий Милич, политический аналитик и директор неправительственной организации «Новый третий путь». По его словам, холодная война в прошлом вели две сверхдержавы (США и СССР), а также их меньшие союзники. Поэтому мир был разделен на две части и был биполярным. Третьи страны становились местом столкновения между этими двумя силами.
По его мнению, верх в Сербии возьмет влияние США и Европейского Союза, хотя Россия и Китай продолжат конкурировать с ними. «США остаются сильнейшей сверхдержавой, особенно в военной сфере. Сербия окружена (за исключением границы с Боснией и Герцеговиной) членами НАТО, поэтому пространство для маневра у нее небольшое», — утверждает Дмитрий Милич.
Европейский Союз как ключевой партнер
Что касается экономики, ЕС, по словам Милича, останется ключевым партнером Сербии. «Сербская экономика экспортирует около 70% продукции на рынки Европейского Союза и всего около семи процентов в Россию, а также 0,5% в Китай. Аналогичная ситуация сложилась и в области иностранных инвестиций в Сербию, большая часть которых происходит из стран ЕС», — говорит эксперт.
Тем не менее, как он отмечает, нельзя пренебрегать ролью Китая, который «воспользуется шансом усилить свое влияние в Сербии благодаря собственному капиталу, тогда как Россия может добиться того же, применяя мягкую силу или действуя в политической сфере».
«И все же в нынешних обстоятельствах, учитывая реальное положение дел в регионе, ЕС и США остаются самыми влиятельными силами в Сербии, и вряд ли это изменится», — заключает Милич.
Для Стивена Мейера все это не ново. По его словам, Балканы «на протяжении веков оставались ареной, на которой державы мерились силами». «Это в меньшей степени связано с Балканами как таковыми, и в большей степени объясняется их географическим положением. На протяжении веков Балканы являлись местом столкновений мощных европейских сил. Интересы великих империй по стечению обстоятельств пересекались именно на Балканах. Там конфликтовали Оттоманская, Австрийская и Российская империя. Другие империи, прежде всего Британская и Французская, тоже не упускали Балканы из виду и вмешивались в происходящее там, даже если непосредственно не присутствовали в регионе. Поэтому на протяжении веков Балканы были пороховой бочкой Европы, хотя фитили находились совсем не там», — так в свое время ситуацию «Недельнику» изложил бывший глава ЦРУ по Балканам Стивен Мейер.