Когда осенью прошлого года патриарх Русской православной церкви освятил закладной камень будущего огромного зелено-золотого собора в пригороде Москвы, Владимир Путин и его министр обороны находились в самом центре этой церемонии. Российский президент даже пообещал пожертвовать личные деньги на создание главной иконы.
Сама церемония, посвященная закладке фундамента собора в честь российской армии, явилась мощной публичной демонстрацией укрепившихся в последнее время связей между церковью и государством в стране, которая при советской власти в течение десятилетий официально считалась атеистической. Альянс г-на Путина с церковью занимает центральное место в его усилиях, направленных на то, чтобы стать региональным оплотом против Запада и помочь удержать под своим крылом в основном православные бывшие Советские республики и особенно Украину.
Однако вскоре после этой церемонии духовный лидер всемирной Восточной православной церкви (на самом деле речь идет о Константинопольском патриархате, автор просто не в курсе понятия, специализируется вообще-то на безопасности, — прим. редакции ИноСМИ) нанес удар по планам г-на Путина на Украине — и ввергнул обе страны, а также саму церковь, в борьбу за лояльность многих украинцев. В январе нынешнего года вселенский патриарх Варфоломей I предоставил Украине право иметь собственную церковь. Этот шаг положил конец продолжавшейся в течение столетий российской церковной власти на Украине, а также поддержал усилия Украины, направленные на ограничение влияния Москвы на украинских граждан.
После этого Россия приостановила общение с церковью 79-летнего Варфоломея, обвинив его в превышении власти и назвав его американской марионеткой. По словам г-на Путина, Варфоломей стал жертвой обмана, его мотивом были деньги, а «поддержку он получил из Вашингтона». Один влиятельный епископ Русской православной церкви обвинил Варфоломея в получении 25 миллионов долларов за его проукраинское решение, а ссылался он при этом на бездоказательные утверждения, появившиеся в находящихся под контролем государства российских средствах массовой информации. Варфоломей и его советники утверждают, что Россия, действуя в советском стиле, использует против него темные силы, включая дезинформацию, а также пытается взломать церковную электронную почту.
Пока стороны продолжают выдвигать свои аргументы, обладающий елейным голосом Варфоломей появился ранее в этом месяце вместе с новым президентом Украины Владимиром Зеленским и попытался противодействовать российскому нарративу. «Мы предоставили независимость, способность вашей церкви проводить свою работу свободно и без внешнего вмешательства», — сказал Варфоломей. Новая Украинская православная церковь утверждает, что уже более 500 приходов вышли из состава возглавляемой Россией церкви и перешли под управление новой церкви.
Все пытаются оказать воздействие на другие православные церкви, рассматривающие вопрос о возможном признание новой Украинской церкви. Ни одна из них еще не сделала этого, и, по мнению Русской православной церкви, это свидетельствует о слабости авторитета Варфоломея. Тем временем каждая из сторон пытается увидеть признаки того, что она побеждает в нынешнем противостоянии. После того, как один влиятельный греческий епископ появился 28 июля на церемонии в Киеве, секретариат этого епископа выступил с заявлением, что его присутствие там не означало поддержку.
Митрополит французский Эммануил, близкий советник Варфоломея, сказал в интервью, что, возможно, пройдет некоторое время, прежде чем другие церкви признают новую украинскую церковь. «У нас другое представление о времени, чем у политического мира», — сказал он.
Православие в течение долгого времени скрепляло прочными узами Россию и Украину. Эта религия впервые пришла в Россию через Киев. Володимир Великий или Владимир Великий (так называют его русские) принял православную веру в конце первого тысячелетия, когда Киев занимал господствующее положение среди восточных славян. А когда Москва через несколько веков стала региональной силой, она получила и собственную религиозную власть. В 1686 году посланник российского царя уговорил далекого предшественника Варфоломея разрешить Москве поставить своего церковного лидера в Киеве.
Советский Союз, в целом, подавлял религию в ХХ столетии, но после того как г-н Путин, бывший сотрудник КГБ, пришел к власти в 2000-ом году, Русская православная церковь стала его надежным союзником. Этот кремлевский лидер и связанные с ним магнаты используют религию для распространения политического влияния внутри страны и за ее пределами, они финансируют консервативные организации, телевизионные каналы, а также строительство церквей. Патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, назвал период правления г-на Путина «Божьим чудом». По словам патриарха, каждый день в России строят три храма. Тем временем Путин стал считать Святого Владимира религиозным символом исторических и культурных связей. По указанию российского лидера в 2016 году рядом с Кремлем был установлен почти 20-метровый памятник его тёзки. Кроме того, он частично оправдывал свою аннексию украинского Крыма в 2014 году тем, что именно там был крещен этот святой.
Попытки Украины создать свою собственную православную церковь начались вскоре после того, как эта страна стала независимой от России в 1991 году после развала Советского Союза. В течение многих лет обращения украинцев к Варфоломею по поводу создания собственной церкви результата не имели, и частично они сводились на нет в результате сопротивления со стороны России. Однако российское вторжение на Украину в 2014 году привело к вспышке национального самосознания и настроило украинцев против любых связей с бывшими хозяевами в Москве. Популярность вновь созданного Киевского патриархата стала расти, а церкви стали избавляться от связанных с Россией священников.
Варфоломей действовал осторожно, он пытался успокоить Москву и сохранить поддержку его многолетним усилиям по воссоединению Святого и Великого Собора — собрания всех 14 официально признанных православных церквей, тогда как ничего подобного не происходило уже более тысячи лет. Россия в последний момент отказались поддержать эту инициативу, и в результате главное достижение Варфоломея лишилось определенного количества блеска. Митрополит Эммануил назвал отказ России «попыткой переворота», направленного на подрыв позиции Варфоломея. Однако это развязало ему руки в отношении Украины.
Этот лидер Восточного православия попросил своих помощников не беспокоиться по поводу проводимой Россией кампании. Он сказал, что хочет залечить рану на Украине, из-за которой миллионы людей были оторваны от официальной церкви. 6 января в Стамбуле Варфоломей в официальном порядке предоставил автокефалию — независимость от внешней власти — Украинской православной церкви.
Россия недооценила Варфоломея, сказал Константин Малофеев, близкий к руководству Русской православной церкви российский магнат, занимающийся поддержкой православия как внутри страны, так и за границей. «Мы не осознали уровня этой угрозы, — сказал он. — Мы думали, что все ограничится словами и обещаниями».