Белорусского президента не будет 1 сентября в Варшаве. На мемориальных мероприятиях по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны Минск решил ограничиться уровнем посла в Польше, сообщил белорусский МИД. Александр Лукашенко не использовал очередную возможность выбраться в Европу, которая так долго его обижала, но потом сдалась.
В чем дело? В суровые времена, когда Евросоюз обложил было [Белоруссию] санкциями, белорусский президент не брезговал даже вариантом «не тушкой, так чучелом» — вспомним скандальную историю с отдыхом на горнолыжном курорте в Австрии в 2002 году. А тут — все чин чином, официальное приглашение из Варшавы для первого лица.
Более того, Лукашенко давно ждут с визитом в Латвии, Австрии. Были и другие приглашения, в частности на десятилетие «Восточного партнерства» в Брюссель. Почему же белорусский руководитель, с которого сняли ярлык последнего диктатора Европы, тянет резину, не спешит въехать в демократии Старого Света на белом коне?
Дразнить Кремль ни к чему
В каждом случае могли преобладать свои мотивы, но на этот раз основная причина — «отсутствие приглашения главному союзнику», заявил в комментарии для «Белорусских новостей» минский аналитик-международник Андрей Федоров. Он уверен, что в Кремле сильно бы обиделись, появись Лукашенко на мероприятии, куда демонстративно не пригласили Владимира Путина.
Действительно, Варшава еще и вербально щелкнула Москву по носу. «Я думаю, что было бы неуместно отмечать годовщину начала вооруженной агрессии против Польши с участием лидера, который сегодня обращается со своими соседями такими же методами», — заявил в июле польский вице-премьер Яцек Сасин.
Кремлевские же обиды на Минск — это не просто эмоции. Они, как показывает опыт, могут вылиться для Белоруссии в большие финансово-экономические потери. А тут как раз подвешены вопросы цены на газ с 2020 года, компенсации за налоговый маневр, российских кредитов. Не тот случай, чтобы дразнить быка.
Похожая ситуация была в феврале, когда Лукашенко после трудных переговоров с Путиным в Сочи не решился по принципу с корабля на бал лететь на Мюнхенскую конференцию по безопасности. Отбой был дан в последний момент, в программе конференции для Лукашенко уже зарезервировали было место в дискуссии «Отношения Восток — Запад».
У Минска и Варшавы взгляды на историю расходятся
Лукашенко вот уже два года не использует приглашения в Европу, отметил эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск), кандидат исторических наук Валерий Карбалевич. Он считает, что «этот болезненный момент связан прежде всего с отношениями с Россией».
Белорусские власти во многом продолжают придерживаться советских трактовок истории, предпочитают замалчивать те страницы Второй мировой, которые разрушают официальные мифы. Не хочется вспоминать о таких вещах, как советско-нацистский парад в Бресте в 1939-м. Поэтому лучше подавать дело так, будто та война началась 22 июня 1941 года с героической обороны Брестской крепости.
А по некоторым позициям мы видим откат даже от советских трактовок. Например, провластные комментаторы пытаются выбросить из белорусского пантеона Кастуся Калиновского, которого почитали даже большевистские власти. Фишка в том, что Калиновский был вождем восстания против владычества Российской империи. И нетрудно догадаться, что Кремлю, претендующему на ее наследие, такая фигура — против шерсти.
Кстати, это одна из причин, по которым Лукашенко почти наверняка откажется и от вероятного приглашения в Вильнюс на перезахоронение останков Калиновского — если такое приглашение вообще будет. Хотя с Литвой и без того наломали дров, прежде всего — строительством АЭС в 50 километрах от Вильнюса.
Чужой на их празднике жизни
В общем, немыслимые для Белоруссии безобразия творятся в гнилых демократиях Старого Света. Никакой стабильности. И белорусский лидер прекрасно понимает, что у его игр с европейцами — ограниченный потенциал. Ничего похожего на тамошнюю ротацию правящих элит Лукашенко, ясное дело, внедрять не собирается. А потому всегда будет чувствовать себя чужим на европейском празднике жизни.