В начале августа Соединенные Штаты вышли из договора с Россией о ракетах средней и малой дальности. Этот договор подписали еще в 1987 года Рональд Рейган и Михаил Горбачев. Ответственность за нарушение договора Госсекретарь США Майк Помпео возложил исключительно на Российскую Федерацию.
В несоблюдении договора Москву еще в 2014 году обвинила администрация Обамы из-за испытания крылатых ракет SSC-8. Но, как заявила Россия, дальность ракет соответствовала ограничениям, установленным в договоре, и, напротив, это Соединенные Штаты нарушили договоренности. Они разместили в Европе систему ПРО, которую можно трансформировать в наступательную, и с базы в Польше возможен запуск ракет «Томагавк».
Обе стороны выдвигают весомые претензии, но вместо того, чтобы вернуться за стол переговоров, они отказались от диалога и применения мягкой силы. Более того, советник по безопасности Джон Болтон заявил, что билатеральное соглашение времен холодной войны в многополярном мире, где баллистическими ракетами располагает несколько государств, попросту устарело. Так он намекнул на то, что, кроме России и США, собственное ядерное оружие есть также у Китая и кое-кого еще.
Аналитик Джеф Уилсон из Центра по контролю и нераспространению оружия считает, что подобные заявления отвлекают от сути проблемы, ведь основным арсеналом (93% всего ядерного оружия) располагают две державы — Россия и США.
Нарушение договора в перспективе способно спровоцировать очередную гонку вооружений, что подтверждается следующим фактом: в ближайшие десять лет Вашингтон планирует потратить на обновление ядерного арсенала 1,7 триллионов долларов. Россия отставать не намерена.
В прошлом году президент Владимир Путин рассказал о разработке сверхзвуковых ракет, которые способны обойти любой ныне существующий или будущий противоракетный щит. Новейшие ракеты способны нести до 15 отдельных боеголовок, которые, достигнув США за полчаса, могли бы уничтожить такой регион, как Техас. В столь нестабильных условиях мало кто полагает, что большее количество вооружений будет способствовать росту безопасности.
В сфере безопасности царит неопределенность, и в такой ситуации сами политики должны добиваться спада напряженности, а не подливать масла в огонь. С самого начала своей кампании Дональд Трамп высказывался в пользу сотрудничества с Россией, за что его называли марионеткой Кремля. Кандидат в президенты от демократов сенатор Хиллари Клинтон, напротив, заявила, что у Путина нет души, и сравнила его шаги с действиями Гитлера.
Вряд ли можно еще более недипломатично отозваться о руководителе ядерной державы. Кстати, в прошлом, что парадоксально, именно республиканские президенты стремились к деэскалации напряженности в отношениях с Россией, как отметил профессор Принстонского университета Стивен Коэн. Подобную цель себе ставил и Дуайт Эйзенхауэр, и Ричард Никсон, и Рейган, который договорился с Горбачевым о постепенной ликвидации и запрете на производство ракет средней дальности. Коэн объясняет подобную позицию республиканцев тем, что всегда они в большей степени были коммерсантами, которые хотели делать с Россией бизнес, тогда как демократов всегда больше заботила идеология.
С момента избрания Трампа на пост президента демократы старались создать впечатление, что к власти его привел Путин, чтобы тем самым дискредитировать Трампа и обосновать собственное поражение. По всей видимости, русские действительно как-то вмешались в президентские выборы, но если бы им на самом деле удалось обеспечить кому-то победу, то пришлось бы признать, что вся избирательная система Соединенных Штатов никуда не годится. И что тогда мешало бы Путину назначать губернаторов, сенаторов или членов Конгресса по собственному желанию? Желание свалить все вину за результаты выборов на Москву попросту подрывает доверие к самой американской демократической системе.
Кроме того, обвинения России во вмешательстве в выборы звучат из страны, которая отнюдь не гнушается тем же. Дов Левин из Университета Карнеги — Меллона выявил в период после Второй мировой войны 81 случай, когда Вашингтон вмешивался в выборы в других странах. И эта цифра не включает военные перевороты и попытки сменить режим после избрания кандидатов, которые не устраивали Соединенные Штаты. Так было с Ираном, Конго, Гватемалой, Чили и другими странами.
Разумеется, США вмешивались и во внутренние дела России. Причем, в самые судьбоносные моменты ее истории. В 1918 году президент Вудро Вильсон вторгся туда с войсками, чтобы свергнуть новое коммунистическое правительство. В 1996 году Белый дом запустил масштабную кампанию для переизбрания Бориса Ельцина, который на тот момент не пользовался поддержкой населения России. Таким образом, если США что-то не нравилось, они подстраивали демократию под свои интересы и — я добавлю — поступали так же, как Путин в случае аннексии Крыма и проведения антиконституционного референдума о его судьбе.
Несмотря на то, что обе державы (пусть и в несопоставимой степени) подстраивают обстоятельства под себя, мы мало обсуждаем ошибки США. А вот шагам России уделяем самое пристальное внимание. Одна из причин подобного недоверия к России заключается в том, что Путин — бывший агент КГБ. Но стоит вспомнить слова Генри Киссинджера, который в ответ на рассказ Путина о его прошлом сказал: «Все приличные люди начинали в разведке, поверьте мне».
Нет никаких особых причин, чтобы мы верили той или другой стороне. Да нам это и не нужно. Все, что нам надо, это спад напряженности и ликвидация ядерного оружия, чтобы с его помощью нас не стерли с лица земли.