Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Medya Günlüğü (Турция): российские женщины и коммунизм

© РИА Новости Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкВыпуск оборонной продукции на Тульском машиностроительном (станкостроительном) заводе, 1944 год
Выпуск оборонной продукции на Тульском машиностроительном (станкостроительном) заводе, 1944 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня в России женщины занимают уважаемое и равноправное положение в обществе. Они, возможно, не представлены должным образом в политике, но, занимая прочное место в различных профессиональных сферах и общественной жизни, вносят значительный вклад в развитие страны, говорится в статье. По мнению автора, Россия пришла к такому положению вещей благодаря советскому периоду.

Если обратить внимание на статистику, в России 65% женщин в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. А в среднем по ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — прим. ред.), в которую входят в основном развитые страны, этот показатель составляет около 50%. С другой стороны, в России достаточно высок уровень использования женщин в качестве рабочей силы: 57%. Для сравнения — в Турции этот коэффициент почти в два раза ниже.

Учитывая, что Россия имеет особенности, присущие как Востоку, так и Западу, на мой взгляд, важнейшую роль в том, что Россия пришла к такому уровню, сыграл коммунистический период. В этой связи было бы полезно обратить внимание на политику в отношении женщин в эпоху коммунизма. Но сначала я хотел бы привести несколько примеров, иллюстрирующих исторический и культурный фон этого вопроса.

На 76-й минуте культового фильма «Андрей Рублев» известного российского режиссера Андрея Тарковского, который проливает свет на Россию XV века, ребенок читает в священном писании следующие строки: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос… жене глава — муж… а Христу глава — Бог… Не муж от жены, а жена от мужа».

Достоевский в 1877 году в журнале «Дневник писателя», в котором он касается не только вопросов литературы, но и таких тем, как религия, нравственность, справедливость, общественные и актуальные проблемы, написал следующие строки: «Ей ли, этой ли женщине, столь явно проявившей доблесть и самоотверженность свою, продолжать отказывать в полном равенстве прав с мужчиной по образованию, по занятиям, по должностям, тогда как на нее-то мы и возлагаем все надежды наши теперь, после подвига ее, в духовном обновлении и в нравственном возвышении нашего общества!»

Третий пример — это два слова из русского языка. Так, в русском языке в отношении женщины, состоящей в браке, используется слово «замужем», и отсюда могут возникать такие толкования, как быть за мужем, выдвигать мужа на передний план в качестве защитника, поддерживать его или оставаться на вторых ролях. Кроме того, когда женщина вступает в брак, о ней говорят «выходит замуж», и похожее выражение есть в турецком языке («kocaya gitmek»).

В этой связи возникает вопрос: как в обществе с такими культурными кодами женщины смогли занять то положение, которое занимают сегодня? Прежде всего следует отметить, что с большевистской революцией равенство полов и эмансипация женщин стали государственным политическим курсом. После революции в стране быстро повысился уровень охвата [населения] школьным образованием.

Предполагалось, что роль женщины в обществе должна заключаться не только в удовлетворении семейных потребностей. Были даже проведены работы в направлении улучшения положения женщин в партии путем создания подразделений под названием «Женотдел». Прилагались усилия к тому, чтобы женщины активно участвовали в жизни общества, имели уверенность в себе, не подвергались гендерным ограничениям и вносили вклад в строительство социализма, а не просто оставались домохозяйками.

Разумеется, наряду с ментальным воспитанием женщин в этом направлении мужчины тоже следовали за этим процессом изменений. С другой стороны, вследствие курса на форсированную индустриализацию, особенно в 1930-е годы, произошло значительное повышение уровня женской занятости.

Но поскольку работа по дому тоже оставалась преимущественно за женщинами, которые были вынуждены и работать, и вести домашнее хозяйство, на плечи женщин легли более тяжелые обязанности. Вместе с тем уменьшение численности населения в стране особенно после Второй мировой войны больше вывело на передний план материнскую роль женщины и понятие семьи.

Тем не менее в целом в коммунистическую эпоху гендерное равенство и активное участие женщин в образовании и профессиональной жизни внедрялись как осознанная политика. И хотя в силу таких причин, как традиционная мужская линия поведения или поддержка роста населения, желаемых целей, может быть, достичь не удалось, в вопросе о положении женщины в обществе был достигнут такой прогресс, который невозможно сравнить с другими периодами.

Поэтому можно сказать, что своим нынешним положением современная российская женщина в значительной степени обязана коммунистическому периоду. И, на мой взгляд, если бы в России вместо большевистской революции речь шла о либеральной системе и рыночной экономике, положение женщин улучшилось бы, но не настолько, как можно констатировать сегодня. В скандинавских странах, где положение женщин относительно сильнее, не было коммунистического опыта, но их исторические и культурные коды выглядят несколько иначе. В любом случае это вопрос спорный.