На этой неделе Владимир Путин проводит Восточный экономический форум во Владивостоке, — это еще одна попытка России усилить влияние на своем Дальнем Востоке. Однако этот регион находится на большом расстоянии от главного фокуса большой стратегии Путина, который направлен на восстановление геополитического влияния России на пространстве от Азиатско-Тихоокеанского региона до обеих Америк, включая Венесуэлу.
По прошествии почти двух десятилетий после прихода Путина к власти, этот подход включает в себя такие гамбитные партии как аннексия Крыма в Европе и сирийская интервенция на Ближнем Востоке. Все это в целом — пока, по крайней мере, — сыграло ему на руку внутри страны и помогло за счет победы выборах в 2018 году получить шестилетний мандат на правление.
Проходящий на этой неделе Восточный экономический форум, в работе которого принимают участие тысячи представителей политики и бизнеса, свидетельствует, что Россия удваивает ставки и намерена придать новый импульс, в частности, отношениям с четырьмя странами. Речь идет об Индии, Китае, Японии и Монголии, и лидеры этих стран присутствуют на проходящем во Владивостоке экономическом форуме, включая премьер-министра Индии Нарендру Моди, китайского вице-премьера Госсовета Ху Чуньхуа и премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
Моди является почетным гостем Восточного экономического форума, а в ходе его диалога с Путиным, затрагивающего широкий круг проблем и вызывающего нервную реакцию в Вашингтоне, будут подписаны многочисленные экономические и политические сделки. Речь идет о соглашениях в области обороны, торговли, инвестиций, промышленного сотрудничества, энергетики и связи.
Еще одним заметным гостем на форуме во Владивостоке является Абэ, если учитывать двусторонний диалог с Путиным по поводу их интересов на Востоке. Оба лидера договорились развивать совместную экономическую активность на спорных островах, расположенных рядом с самым северным японским островом Хоккайдо и захваченных бывшим Советским Союзом в конце Второй мировой войны. Эти острова в настоящее время находятся под контролем Москвы, однако Токио заявляет о своих претензиях на них. Хотя детали этого процесса довольно сложны, оба лидера, судя по всему, хотят добиться прогресса на пути к заключению мирного договора, включающего в себя вопрос об островах, а также расширить экономическое сотрудничество.
Поэтому всего за три дня российский президент будет встречаться с тремя лидерами крупнейших экономик мира. Это подчеркивает его сохраняющуюся политическую энергию, которая — что удивительно — может привести к тому, что к середине 2020-х годов он будет находиться на посту руководителя страны больше времени, чем все верховные лидеры Советского Союза, включая Иосифа Сталина. И, несмотря на нынешние протесты в Москве, его внешняя политика на большей части России, как правило, подпитывает его популярность внутри страны. Однако с многочисленными лидерами ключевых стран, особенно на Западе, у него складываются более прохладные отношения.
Ключевой вопрос, — если исходить из того, что Путин останется у власти, по крайней мере, до 2024 года, — состоит в том, какое значение он намерен придать восстановлению отношений с ключевыми державами: с Соединенными Штатами, а также с Францией, Германией и Соединенным Королевством.
Вопрос о восстановлении отношений России с Европой является особенно актуальным после нескольких лет существования режима санкций по поводу Украины и Крыма, озабоченности из-за предположительно масштабного вмешательства Москвы в целый ряд выборов, а также из-за покушения на убийство бывшего российского шпиона Сергея Скрипаля и его дочери, в котором многие обвиняют Москву. Настроения между Россией и Европой все еще напряженные, о чем свидетельствует прошедший саммит Группы семи, в ходе которого Париж, Лондон и Берлин скептически отнеслись к предложению Дональда Трампа о восстановлении членства Москвы в этом клубе (она входила в него в период с 1997 года по 2014 год).
Поэтому в период правления президента Трампа, вероятно, самой большой областью неопределенности в сфере российской внешней политики будут отношения с Соединенными Штатами. Путин и Трамп надеялись на сближение, однако события 2017 года и 2018 года, включая то давление, с которым сталкивается Белый дом в связи с расследованиями Конгресса и ФБР относительно якобы существовавшего сговора с Москвой в ходе президентской кампании 2016 года, заморозило это потенциальное окно возможности.
Однако не только давление внутри Соединенных Штатов усложняет двусторонние отношения между Вашингтоном и Москвой. Напряженность в ходе президентства Трампа существует из-за ситуации на Ближнем Востоке, включая американские ракетные удары по целям в Сирии в ответ на якобы имевшее место использование отравляющих веществ сирийским режимом, который поддерживает Путин.
На самом деле, бывший министр обороны США Джеймс Мэттис (James Mattis) и бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) в то время особенно резко критиковали Москву, а последний из перечисленных даже говорил о том, что в Сирии «Россия либо соучастник, либо просто некомпетентна». Всплеск напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой даже привел к тому, что, по словам российского премьер-министра Дмитрия Медведева, две страны оказались «в шаге от войны», а их отношения — «были полностью разрушены».
Проходящие на этой неделе встречи в верхах представляют собой последнюю по времени попытку России укрепить свои позиции на международной арене. Неопределенность по поводу отношений с Западом продолжает сохраняться, поэтому Путин уделяет все больше внимания Азиатско-Тихоокеанскому региону, особенно Японии, Китаю и Индии.
Эндрю Хэммонд — сотрудник исследовательского центра LSE IDEAS Лондонской школы экономики.