«Многие нас пугали, когда мы говорили, что поедем через всю Россию, но опасным оказался только один участок — около 600 километров. "Там страшно застрять на машине даже среди бела дня. А ночью там вообще лучше не ездить"», — рассказывает Юрич.
Путешествие вокруг света на двух колесах, 29 тысяч километров на электрическом велосипеде. Предприятие достойное книги рекордов Гиннеса, и именно на это рассчитывает Грвой Юрич. Наш известный велосипедист и путешественник, по его собственным словам, вложил в планирование и организацию своего самого сложного путешествия все сбережения и потратил на подготовку три года.
400 километров без городов
«Я вложил абсолютно все, что у меня было и что я мог продать, чтобы собрать деньги, необходимые для путешествия», — рассказал нам Юрич через 70 дней после начала путешествия, когда уже находился в Австралии, проделав половину пути.
По его словам, рекорд Гиннеса на электрическом велосипеде еще не поставлен, по крайней мере что касается кругосветного путешествия.
«Когда я начал изучать вопрос, то вскоре понял, что никто до сих пор этого не делал. Это меня ободрило. Стать первым в чем-то, а особенно в таком великом деле значит получить определенное удовлетворение. Но я старался слишком много об этом не думать. У меня такое ощущение, что если бы я позволил себе увлечься этими мыслями, я переориентировался бы на какие-нибудь неправильные ценности, прежде мне чуждые. Хорошо быть первым, но еще лучше проложить путь для других и рассказать им обо всех возможных трудностях, с которыми они могут столкнуться», — сказал молодой уроженец Славонии, который уже заявил о желании быстрее всех обогнуть земной шар на электрическом велосипеде. Для этого он должен проделать не менее 29 тысяч километров в направлении восток — запад или запад — восток и каждый день фиксировать маршрут и отправлять подтверждения. Подписи людей, встретившихся ему по пути, фотографии с GPS местоположением, видео-материалы с мест, где он побывал, — все это необходимо собирать каждый день, чтобы доказать, что велосипедист действительно проделал свой длинный путь.
Идея пришла ему в голову еще зимой 2016 года, когда он проехал две тысячи километров из Осло в Нордкап в условиях по-настоящему суровых. Он подумал, что было бы здорово приобрести электрический велосипед. Идея осталась, и в том же году он преступил к планированию. Затем в июне Юрич отправился в путешествие из Загреба через Венгрию, Словакию, Польшу, Белоруссию и Литву в Россию. Из Владивостока на самолете он полетел в Австралию. Затем с Аляски он доберется через Канаду до Атлантики и снова сядет на самолет, чтобы прибыть в Португалию. По словам Юрича, перед путешествием он очень боялся, так как оставалось много неясных моментов и препятствий.
«Один только маршрут я планировал на протяжении шести месяцев, хотя Россию и Австралию, а это в общей сложности более половины пути, я пересекаю по одной дороге. Большой проблемой было организовать транспортировку батарей, так как брать их с собой в самолет слишком дорого (они считаются опасным грузом). Также трудно было найти человека, который может находиться с тобой в пути более ста дней, а также умеет снимать и пользоваться дроном, владеет монтажом и водит машину», — рассказал Юрич.
Ему удалось найти такого человека. Это Матия Поспихаль, профессиональный оператор из Ораговице, который сопровождает Юрича на протяжении всего путешествия и снимает его на камеру Adria Mobil Twin нового поколения. Поспихаль путешествует в трейлере, где есть кухня, спальные места и ванная. Кроме того, трейлер оборудован солнечными батареями, которые обеспечивают постоянное энергоснабжение. Юрич путешествует на особом велосипеде, который еще нигде не представлен и сделан специально для него и его путешествия. Этот велосипед существует всего в двух экземплярах, и оба принадлежат Юричу.
«Россия, конечно — самая большая страна, которую я пересек (путь протяженностью более десяти тысяч километров). От Загреба до Литвы и границы с Россией все было под рукой: банкоматы, магазины, бензоколонки. Нам и 50 километров не удавалось проехать, чтобы не встретить какой-нибудь населенный пункт. А потом — Россия, и мы испытали шок на границе. Для въезда туда мы должны были перевести один документ к трейлеру на русский язык. Но из-за того, что у нас была бизнес-виза (90 дней), мы уже не смогли бы въехать обратно, однажды выехав из России. Нам запретили въезд и отправили обратно в Литву, чтобы мы нашли переводчика и нотариуса, который заверил бы нам перевод. В России без печати — никуда. После границы целых 400 километров мы не встретили на одного города, а деревни у дороги едва ли насчитывали с десяток домов. До Москвы нам оставалось 600 километров, но из-за пробок мы объехали ее и продолжили путь на Владимир. Чем дальше на восток мы ехали, тем больше были расстояния между селами и городами. От Читы до Хабаровска мы проехали 2059 километров, и между ними встретили меньше десяти населенных пунктов. Такое же расстояние разделяет Загреб и Осло, только представьте, что между ними нет ни Праги, ни Мюнхена, ни Берлина или Гамбурга и всех остальных больших городов. Только дорога, так называемая федеральная трасса», — рассказал нам Юрич.
«Многие нас пугали, когда мы говорили, что поедем через всю Россию, но опасным оказался только один участок — около 600 километров. "Там страшно застрять на машине даже среди бела дня. А ночью там вообще лучше не ездить", — сказал нам один водитель-дальнобойщик, который несколько раз бывал в Хорватии и говорил только хорошее о нашей стране и людях. Тот отрезок мы преодолели в два захода. На 310-м километре мы остановились на охраняемой стоянке и там со всеми предосторожностями поспали несколько часов. На охраняемой стоянке обычно паркуется много фур, но есть там еще и охранники, которым платишь сто рублей, и они ночью следят, чтобы ничего не случилось», — рассказал Юрич.
Гостеприимные русские
В России плохо с дорогами и дорожным движением. На некоторых участках федеральная трасса совершенно разбита, а дорожное движение, по словам Юрича, просто катастрофическое. Каждый день ему приходилось увиливать от грузовиков, которые не давали ему преимущества. Россию он описывает как удивительную страну, а россиян называет гостеприимным народом.
«Большой проблемой для меня стал вес, так как из-за активных тренировок я не мог поправиться и набрать необходимый вес. В путь я отправился с весом 97 килограмм, на 15 килограмм больше своего обыкновенного веса. Мое тело все еще хорошо справляется с нагрузкой, но несколько аварий в России, когда я буквально перелетал через велосипед, не прошли бесследно. Сейчас я испытываю некоторые проблемы с левым плечом, а также левым запястьем, которым я во время падения зацепился за педаль и получил вывих. Но, думаю, до конца путешествия я продержусь», — откровенно поведал Юрич.
За финансовой поддержкой он обратился к властям некоторых городов и областей, но только Ораховица, откуда родом Поспихаль, и округ Семелица, где находится Врбица, откуда родом сам Юрич, поддержали этот проект. По словам Юрича, чтобы собрать денег, он не гнушался работой строителя и бармена.
«Мои родители научили меня тому, что всякая работа почетна, если человека ценят и если ему хорошо платят. Кстати, одно норвежское агентство предложило мне водить туристов по интересным местам Хорватии, и я выбрал Славонию, поскольку, я уверен, нам есть что показать и в Славонии для туризма есть все предпосылки. Только мы еще не готовы. Также меня пригласили в Норвегию, и я несколько дней пробыл в Осло, где провел несколько презентаций и рассказал о том, что Славония может предложить туристам. Одна презентация состоялась в посольстве Республики Хорватии по инициативе и приглашению посла Хрвоя Марушича», — рассказал нам Юрич.
Молодой велосипедист совместил этот проект с гуманитарной кампанией «Вместе мы можем». «В течение девяти лет, на протяжении которых я путешествую, люди по-разному помогали мне, и каждый, кто получает добро, должен найти способ вернуть его обществу», — говорит Юрич.
Первый этап кампании был для объединения «Радуга» из округа Семелица для детей и взрослых с особенными нуждами. Второй — в помощь вдовам, которые остались без мужей и ожидали назначения специальной пенсии (а этот процесс, как известно, может затянуться на несколько лет). «Тогда я ехал из Лондона в Стамбул и на собранные средства купил и доставил основные продукты питания (молоко, масло, сахар, муку…) для 23 семей со всей Хорватии», — говорит Юрич.
На третьем этапе кампании Юрич с помощью Indiegoga объявил краудфандинг-кампанию, чтобы продавать карбоновый велосипед, майки и шлемы, в которых ездит по всему миру, фляги, открытки… Так собираются деньги на продукты питания, которые Юрич отправит матерям-одиночкам в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Сербии. Всю информацию о собранные средства в любой момент на официальной странице проекта и в социальных сетях.
«Думаю, важно, чтобы мы на Балканах держались все вместе и помогали друг другу. То, что я из Хорватии, еще не значит, что я не могу выступить посредником и помочь кому-нибудь в Сербии или Боснии и Герцеговине. Тяжелые времена остались позади, и потому мы должны найти общий язык, чтобы ничего подобного никогда не повторилось», — подчеркнул Юрич.