Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страна (Украина): первый шаг к миру? Что означает большой обмен между Киевом и Москвой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев и Москва провели масштабный обмен пленными. Среди освобожденных — множество известных, медийно раскрученных персон: Олег Сенцов, Роман Сущенко, Кирилл Вышинский, Владимир Цемах и другие. "Страна" разбиралась, как проходил обмен, а также означает ли это прорыв в отношениях России с Украиной и в плане мирного процесса на Донбассе.

Как готовили обмен

Еще в ходе первой телефонной беседы с Владимиром Путиным Зеленский поднимал вопрос обмена. Позже, уже после возвращения заключенных, украинский президент заявит, что именно с российским коллегой смог решить этот вопрос.

В период предвыборной кампании на Украине представители команды Зе намекали, что обмен вот-вот состоится. Однако этого не случилось.

После выборов слухи об обмене на время заглохли. Но активизировались в середине августа после встречи Владимира Путина и Эммануэля Макрона. О том, что масштабный обмен не за горами, тогда же заявил и Владимир Зеленский, не называя конкретной даты.

30 августа ожидание обострилось настолько, что после нескольких сообщений в соцсетях и перепостов официальными лицами журналисты съехались в аэропорт "Киев", туда же выехали и родственники некоторых украинских моряков, но информация не подтвердилась.

Однако начали происходить освобождения из-под стражи лиц, которые могли быть в списках на обмен. И стало понятно, что фальстарт если и был, то небольшой.

Еще до фейкового обмена под личное обязательство освободили Кирилла Вышинского. А 5 сентября суд выпустил из СИЗО подозреваемого в госизмене и работе на ФСБ офицера ВСУ Александра Ракушина. Его готовили к обмену. В тот же день, в преддверии большого обмена, Киев отпустил Владимира Цемаха, которого ранее называл ключевым свидетелем по катастрофе MH17.

На днях президент России Владимир Путин впервые подтвердил, что Россия и Украина подошли к финализации переговоров по обмену удерживаемыми лицами и что обмен будет масштабным. Об этом же сказал и глава политсовета партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Виктор Медведчук, который встретился с президентом России.

О том, что обмен будет именно 7 сентября, заявил адвокат удерживаемых на Украине заключенных Валентин Рыбин. Это подтверждали и источники "Страны". 

Кого и как обменяли

Обмен происходил так: из Москвы и Киева одновременно вылетели пустые самолеты. Приземлившись, они взяли на борт предназначенных на обмен людей и так же синхронно вылетели домой. 

На Украине заключенных встречал президент Владимир Зеленский, а также главы СБУ, МВД и Генпрокуратуры.

Президент рассказал, что обменять людей удалось благодаря диалогу с Владимиром Путиным. Зе назвал этот диалог первым этапом к разморозке отношений между странами и вообще старательно избегал критики в адрес Кремля. Зеленский также заявил, что дальнейшие шаги — это обмен "всех на всех" и разведение сил на двух новых участках фронта: в Петровском и Золотом. 

То есть это как раз один из пунктов, на выполнении которого настаивает Россия для встречи в "нормандском формате". Другие пункты касаются выполнения политической части Минских соглашений по "формуле Штайнмайера", но об этом мы скажем ниже. 

Полный список тех, кто прибыл на Украину по обмену, "Страна" уже опубликовала.

Среди них — все известные личности, освобождения которых требовал Киев: Сенцов, Сущенко, Кольченко, Балух, Гриб и другие. Их помиловал российский президент. А также в полном составе захваченные в Керченском проливе моряки. Их отпустил российский суд под поручительство омбудсмена из Украины Людмилы Денисовой. 

Что же касается тех, кого выдали России, — пока официально их список не опубликован. Но известно, что среди них Кирилл Вышинский, Владимир Цемах, Евгений Мефедов и многие другие. 

Неофициально они перечислены в сообщениях СМИ

Означает ли этот обмен начало разрядки в отношениях Украины и России, а также подвижки по Донбассу?

Многие сейчас воспринимают обмен как первую ласточку потепления отношений между Россией и Украиной, следствием чего станут подвижки к миру на Донбассе. Сам Зеленский после обмена заявил, что намерен вести переговоры с Россией о прекращении войны.

В то же время стоит отметить, что это далеко не первый обмен. Предыдущий был в декабре 2017 года, причем еще более масштабный (Украина отдала 233 человека, а сепаратисты 74).

На этом обмене тогда сильно пропиарился Порошенко, но, как мы все знаем, ни к какой разрядке это не привело. Скорее наоборот.

Сейчас, однако, есть принципиальные отличия. Во-первых, обмен осуществляется не между Украиной и непризнанными "республиками" Донбасса, а между Россией и Украиной. Во-вторых, в него включены знаковые лица, вопрос по которым не решался годами. 

Ну и, в-третьих, внутри- и внешнеполитическая ситуация изменилась.

На Украине новый президент — Владимир Зеленский. Который пришел к власти как "президент мира", и поэтому ему нужно показать прорыв на "мирном" направлении. 

Но, что еще более важно, наметилось потепление в отношениях между Россией и Западом. Точнее, обозначилось стремление к такому потеплению. 

Особенно ярко в этом вопросе проявляется позиция Эммануэля Макрона, который в унисон с Дональдом Трампом начал требовать вернуть РФ в "Большую семерку" и заговорил о "стратегическом альянсе" с Москвой. 

Зачем это Западу — в принципе, понятно. Часть аргументов президента Франции "Страна" уже публиковала. Они сводятся к тому, что Европа без России проиграет глобальную конкуренцию с США и Китаем. 

Есть стремление наладить отношения с Москвой и у Трампа. Но у него другой мотив — чтоб не допустить дальнейшего сближения России и Пекина. 

Кремлю тоже нужна нормализация отношений с Западом, чтобы избавиться от санкций.

Однако на пути этой нормализации стоит ряд проблем. И, в первую очередь, украинский вопрос — незаконченная война на Донбассе.

У Москвы позиция по этому вопросу известна: Киев должен выполнить политическую часть Минских соглашений. То есть дать особый статус Донбассу, провести там местные выборы и объявить амнистию. С последующей мирной реинтеграцией неподконтрольных территорий на Украину. Что будет означать выполнение Минска и откроет дорогу к снятию санкций с РФ.

Зеленский же неоднократно заявлял, что особый статус и амнистию объявлять не хочет (хотя за изменение Конституции по особому статусу проголосовали в первом чтении еще при Порошенко в августе 2015 года). Россия, в ответ, апеллирует к Западу, чтоб тот повлиял на Киев.

Запад же просит Москву показать мирный настрой, чтобы было понятно, что в Кремле хотят примирения. Вот в рамках этого "показа мирного настроя" и осуществляется обмен пленными. 

И само по себе то, что он осуществлен и десятки людей вышли на свободу и вернулись домой, — грандиозный успех.

Характерно, что обмен дружно приветствовали лидеры и США, и Германии, и Франции. Причем как раз в контексте того, что это первый шаг к урегулированию на востоке Украины.

Но означает ли это, что действительно будет запущен мирный процесс?

У украинской власти есть сейчас две альтернативы. Первая — записать освобождение моряков себе в актив, сделать на этом громкий пиар и больше никаких других принципиальных шагов по миру на Донбассе не совершать (как это, в свое время, делал Порошенко).

В таком случае принципиально ничего не поменяется. И будет упущен шанс на мир, появившийся сейчас из-за желания Запада и России урегулировать конфликт. 

Вторая альтернатива — начать, пусть и постепенное, но движение по политическому урегулированию на Донбассе. Все возможности для этого у Зеленского есть. У него в Раде стабильное большинство депутатов. Которое вполне может быть увеличено и до 300 голосов для внесения изменений в Конституцию относительно особого статуса.

Понятно, что для президента есть и риски. В первую очередь — сопротивление националистов и сторонников экс-президента Порошенко. 

Однако тут нужно делать выбор. Хочет ли он начать движение к миру или нет. И если хочет, то тогда нужно уже сейчас заниматься наведением порядка в стране, приструнить радикальные организации, а также привлечь к ответу топов из прошлой власти.

Готов ли на это Зеленский — непонятно. Пока что усилия власти сосредоточены на совсем другом направлении — на попытках закрыть телеканал NewsOne как раз за призывы к миру на Донбассе. 

Помимо NewsOne по угрозой закрытия находятся и другие телеканалы, владельцами которых являются представители партии "Оппозиционная платформа — За жизнь". А самой партии президент лично пообещал большие проблемы в своем фильме про 100 дней президентства. В России это уже вызвало резко негативную реакцию. Путин посоветовал Зеленскому, не преследовать оппозицию и не становится на "грабли Порошенко", а близкий к Суркову политолог Алексей Чеснаков, заявил, что Медведчук сыграл большую роль в организации обмена пленных и российская власть продолжает ему доверять, несмотря на его проблемы в отношениях с президентом Украины.

"Медведчук находится под сильным прессингом властей Украины. Причины этого давления понятны — команда президента Владимира Зеленского остается под исключительным влиянием Игоря Коломойского, а тот, в свою очередь, очень хочет поставить под свой личный контроль все экономические отношения с Россией, и поэтому хотел бы выдавить Медведчука с площадки переговоров между двумя странами. Последние события показывают, что у него это не получится. Взаимное освобождение задержанных произошло во многом благодаря Медведчуку. Российское руководство продолжает доверять Медведчуку и никогда не будет доверять Коломойскому, стоявшему у истоков антироссийской политики Киева последних пяти лет", — сказал Чеснаков.

Что могут рассказать вернувшиеся моряки?

Отдельный вопрос — какие процессы в самой Украине может вызвать обмен пленными. 

Во-первых, он уже вызвал довольно сдержанную реакцию сторонников Порошенко — они не спешат сильно хвалить Зеленского. 

Возможно, потому, что вернувшиеся на Украину моряки могут стать свидетелями по делу о попытке узурпации власти, открытому на Петра Порошенко ГБР. Производство расследуется по инциденту в Керченском проливе, когда моряки и попали в плен.

Заявитель по делу Андрей Портнов считает, что Порошенко отправкой моряков к берегам Крыма пытался развязать конфликт с Россией, ввести военное положение и отложить президентские выборы. 

Теперь возвращенные моряки могут дать показания по этому делу. И рассказать, кто их туда отправлял. Кто отдавал приказ и какие задачи им ставили. А далее по цепочке показаний можно будет выяснить, какую роль в этом играл главнокомандующий — Петр Порошенко. 

 

Обсуждение
Комментариев: 35
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
zwaan
8 сентября 2019, 11:22
Что означает? «Тучи над Петькою ходят, В воздухе пахнет грозой...» ——— Капитанам захваченных украинских дредноутов достаточно лишь дать показания в украинском суде о реальной подоплёке похода их армады — и дело против Порошенко слеплено. Дойдёт ли до этого? Скорее всего нет — если Петя поймёт сигнал и начнёт «петь» потише. Так что шансы на сиквел «Звезды скачут по киевским крышам» пока что невелики...
ЛеонID
8 сентября 2019, 11:25
Теперь возвращенные моряки могут дать показания по этому делу. И рассказать, кто их туда отправлял. Кто отдавал приказ и какие задачи им ставили. А далее по цепочке показаний можно будет выяснить, какую роль в этом играл главнокомандующий — Петр Порошенко. --- Звенья цепочки напряглись)
l
lampem
8 сентября 2019, 11:29
короче, с морячками наклевывается шоу почище, чем с Савченко :) "Освободили героев" на свою голову.
t
teplomaster
8 сентября 2019, 11:38
lampem, Для этого и освобождали, многоходовка.
p
psamsonov
8 сентября 2019, 11:31
Похоже макрон повлиял. Иначе не объяснить
l
lampem
8 сентября 2019, 11:34
psamsonov, как этот петушок Макрон мог повлиять и на что ? И что вам непонятно, что вам "не объяснить" ?
zwaan
8 сентября 2019, 11:43
psamsonov, ошибочно полагать, что политики заняты борьбой со внешними врагами — они их власти не угрожают. Другое дело враги (и друзья!) внутренние, как раз их надо нейтрализовать в первую очередь. Поэтому-то, придя к власти, Гитлер первым делом расправился со своим предшественником генералом фон Шлейхером. Зеленский конечно не Шикльгрубер, но находится в осень похожей ситуации...
p
psamsonov
8 сентября 2019, 12:35
zwaan, и как это связано с решением Путина освободить пленных?
И вечный бан, свободы слова нет.
8 сентября 2019, 11:53
psamsonov, перед кем микрон повилял?
О
Отвертка
8 сентября 2019, 11:53
Иначе надо иметь мозги, а это к сожалению нету .
ЛеонID
8 сентября 2019, 12:04
psamsonov, а вас предупреждали что Запад использует вас в своих интересах. Сначала пытались за ваш счет ослабить Россию втянув в гражданский конфликт на Украине. А теперь, когда очевидно что таким способом не получилось ослабить Россию, просто сливают Украину. Готовьтесь исполнять минские соглашения - теперь сам Запад будет вас заставлять) И как бы Зеленский не упирался вариантов больше нет. Порошенко за 5 лет крепко посадил Украину на западный крючек - столько денег понабрали что еще долго не расплатитесь.
p
psamsonov
8 сентября 2019, 12:37
ЛеонID, как это связано с решением путина отпустить пленных?
l
liova01
8 сентября 2019, 12:15
psamsonov, Конечно! Он и Савченку освободил из украинской тюрьмы?
l
lampem
8 сентября 2019, 13:05
psamsonov, < как это связано с решением путина отпустить пленных? > никак, потому что у Путина не было никаких пленных. Вообще, забавно: украинская сторона - единственная, которая использует термин "пленные", и только на основании того, что она сама болтает о каких-то "пленных", она верует что и для остального мира они "пленные". Для России речь шла о "задержанных лицах", а не пленных. Для англоязычного мира - всех этих Трампов, ЕС и т.д. - тоже лишь о "Prisoners", т.е. "заключенных", не более того. Так что никаких вымышденных "пленных" Путин не отпускал - он лишь согласился отдать Киеву нежно любимых им, Киевом, украинских террористов и уголовников, в обмен на освобождение Киевом заложников (тоже украинских). ЗЫ psamsonov, вы до сих пор не поняли, что на ИНОСМИ вы находитесь не в классе львовской школы, и зачитывание тупых геббельсовских лозунгов тут бессмысленно ?
ЛеонID
8 сентября 2019, 14:20
psamsonov, решение Путина связано с решением Запада слить Украину ввиду того что она стала бесполезной для Запада. О чем Макрон лично и сообщил Путину недавно. Следите за следующей встречей в нормандском формате - это будет принуждение к выполнению минских соглашений с обеих сторон. И со стороны России и со стороны Запада.
p
psamsonov
8 сентября 2019, 14:47
ЛеонID, то есть итог переговоров с макроном всё-таки. Наверно вы правы. Путин сделал жест, теперь очередь зс Зеленским. Посмотрим
ЛеонID
8 сентября 2019, 15:09
Путин сделал жест, теперь очередь зс Зеленским. Посмотрим --- psamsonov, то есть вы не в курсе что Зеленский так же помиловал и отпустил 35 человек. В том числе и человека якобы причастного к катастрофе MH17. Готовиться лучше надо?)))
p
psamsonov
8 сентября 2019, 15:13
ЛеонID, Эти 35 человек вроде как никому в россии не интересны. Такое впечатление складывается , хотя возможно я ошибаюсь. Как бы то ни было, вы не считаете, что со стороны зеленского нужны какие-то встречные уступки? что ж, тем лучше для него, если вы правы....
harlequin
8 сентября 2019, 16:04
psamsonov, и не напрягайся, а то совсем сбрендишь.
Забаненный
8 сентября 2019, 11:43
Что означает? Я расскажу, что это означает. Заключенных мокряков освободили под поручительство Денисовой. То есть их отпустили как преступников с открытыми уголовными делами. Ухлопы уже воют о зраде, мол, что Украина де-факто признала, что они нарушили российские границы Крыма. Далее. Сенцов осужден за ТЕРРОРИЗМ, у него в рюкзаке нашли взрывчатку, его вина ДОКАЗАНА. Напротив, с той стороны многие годами сидели в тюрьмах ВООБЩЕ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБВИНЕНИЙ. Тот же Вышинский просидел в тюрьме 15 месяцев, и за это время уголовное дело на него так никто и не открыл. То есть это означает только то, что Россия освободила ПРЕСТУПНИКОВ, а Украина ЗАЛОЖНИКОВ.
Интеллигентный ЖиЖист
8 сентября 2019, 12:06
Забаненный, и гестапа продолжит пополнять ряды заложников. Ведь всё у них получилось.
Забаненный
8 сентября 2019, 12:16
Интеллигентный ЖиЖист, к сожалению, да.
l
liova01
8 сентября 2019, 12:17
Интеллигентный ЖиЖист, Хохлы освободили нашего Агента Надю? Теперь добавили новых. новые дрожжи в хохлонужник
И вечный бан, свободы слова нет.
8 сентября 2019, 12:00
первый шаг к миру? Что означает большой обмен между Киевом и Москвой Ничего. Сколько их уже было.
l
liova01
8 сентября 2019, 12:13
Таки это спецоперация гэбни? Закинули хохлам нового ежа в шаровары?
e
edm
8 сентября 2019, 15:07
Наверное про укромряков теперь фильм снимут, ну и режисер про себя тоже снимет.
Shokolad
8 сентября 2019, 15:40
Этот обмен ничего не означает. Провокации не прекратятся. Россия не является стороной конфликта на Донбассе. Чего ради Россия должна что-то Украине? Украина должна сама разбираться со своими внутренними проблемами.
как то так
8 сентября 2019, 16:08
Украина поменяла граждан Украины, которые сидят в России, на граждан Украины, которые сидят на Украине.
GreyCat
8 сентября 2019, 16:22
Еще до фейкового обмена .... ------------- Интересно, автор понимает значения слов или просто со страниц других изданий выписывает понравившиеся, а потом их вставляет для солидности в свои статьи?
argus
8 сентября 2019, 18:26
Еще до фейкового обмена под личное обязательство освободили Кирилла Вышинского---уточняйте,пожалуйста,под какое личное обязательство.по тексту этого не понятно.может он обязался на майдане станцевать?точность не только королей украшает.
a
abc15x
8 сентября 2019, 18:37
Моряки поправилисьна тюремных харчах,как и Надюха Савченко на голодовке.
Opozdavshiy
9 сентября 2019, 00:32
Председатель Европарламента Давид Сассоли охарактеризовал Сенцова как "мужественного и решительного человека, с достоинством перенесшего несправедливость..." Странно! Когда Сенцова брали, в рюкзаке у него была только взрывчатка. Никакой несправедливости в рюкзаке не было. Впрочем Сассоли виднее...
И
Индепендент
9 сентября 2019, 08:25
"Их отпустил российский суд под поручительство омбудсмена из Украины Людмилы Денисовой. " --- Что это значит? Как и чем она отвечает?
zebrui
9 сентября 2019, 10:17
Поручительство какое?- Мамой клянусь!
Барсук777
9 сентября 2019, 10:31
Думаю, что ничего, по большему счету, не измениться, пока Украина под властью олигархов и лежит под Америкой.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем