Республика Польша быстро становится незаменимым членом альянса, принимая все более активные усилия по сдерживанию российской военной угрозы и противодействию попыткам Москвы подорвать европейскую демократию. Когда речь заходит о европейской безопасности, Польша — далеко не безбилетный пассажир. Она тратит больше денег [на оборону] в процентах от ВВП, чем другие страны НАТО. В польской армии действует серьезная программа модернизации, которая со временем обещает сделать ее серьезным противовесом российской угрозе. Несомненно, что именно в Польше НАТО удобно размещать базы для защиты Европы. Это главная причина, по которой США развернули в этой стране тяжелые боевые подразделения и планируют значительно увеличить свое присутствие в ближайшие несколько лет.
Вице-президент США Майкл Пенс посетил Польшу на этой неделе, чтобы сделать акцент на расширении отношений в сфере безопасности между двумя странами, а также разъяснить растущую роль этой страны в оборонительной стратегии НАТО. В своем выступлении в Варшаве вице-президент указал на различные пути, которые постепенно привели Польшу к позиции страны, вносящей наибольший вклад в безопасность НАТО. В частности, он отметил, что Польша является одним из семи членов НАТО, выполнивших свое обязательство потратить 2% ВВП на оборону. Пенс поддержал стремление польских военных закупить у Соединенных Штатов современное оборудование, в частности, системы ПВО «Патриот» (Patriot) и артиллерийскую ракетную систему высокой мобильности. А самое главное, вице-президент объявил, что Польша и Соединенные Штаты достигли соглашения об увеличении личного состава американских войск, которые будут развернуты в этой стране, с 4 тысяч 500 до 5 тысяч 500 человек.
С точки зрения географии Польша — место, откуда НАТО может лучше всего противостоять российской военной угрозе, направленной на Восточную Европу. Она обеспечивает Североатлантическому союзу единственный сухопутный выход к Прибалтике через Сувалкский коридор на границе с Литвой. Польша граничит как с Белоруссией, так и с Украиной, причем первая фактически зависит от России в военном отношении, а вторая является одной из главных целей кампании Москвы по доминированию в регионе. Польша и Литва — два государства-члена НАТО, чья территория граничит с территорией милитаризованного российского анклава — Калининграда. В случае прямой российской агрессии против Украины ответная реакция НАТО должна начаться с территории Польши. Наконец, протяженная балтийская береговая линия Польши неизбежно сделает ее основным игроком в случае возникновения конфликта на море.
Варшава признала, что находится на передовой усилий НАТО по сдерживанию России. С этой целью они увеличили численность регулярных вооруженных сил примерно на 30% и создали дополнительную, четвертую армейскую дивизию. Польша также создает войска территориальной обороны, в которые войдут 17 пехотных бригад. Эти подразделения могут быть мобилизованы для борьбы с российскими воздушно-десантными войсками и спецназом, или пресечь попытки Москвы использовать так называемых «зеленых человечков» для подрыва польского суверенитета.
Будучи членом Европейского союза, Польша часто чувствует себя обязанной закупать европейские системы вместо того, чтобы выбрать наиболее рентабельный вариант. Тем не менее, Варшава решила приобрести систему ПВО США, а не ее европейский аналог. Польша уже приобрела десятки истребителей Ф-16 американского производства, а польское министерство обороны выразило твердое намерение закупить Ф-35A на смену стареющим самолетам советских времен Су-22 и МиГ-29. Вполне возможно, что польское правительство могло бы пересмотреть свою политику «покупай европейское» и закупить больше американского оборудования, такого как основной боевой танк «Абрамс» (Abrams M1A2).
Важнее всего для будущего альянса то, что Польша одобряет значительное и растущее военное присутствие США на своей территории. В настоящее время у Соединенных Штатов имеется укомплектованная бронетанковая бригада (ABCT), развернутая в Польше в порядке ротации. Основываясь на недавнем соглашении между двумя странами, Пентагон готовится расширить это развертывание за счет штаб-квартиры дивизии с передовым развертыванием, групп материально-технического обеспечения и эскадрильи беспилотников «Рипер» (MQ-9 Reaper). Дополнительная тысяча военнослужащих США, направляющихся в Польшу, обеспечат начальное укомплектование этих новых подразделений. В более отдаленные планы входит создание инфраструктуры для поддержки ротационного развертывания двух бронетанковых бригад и дополнительных боевых средств.
Польша долго стремилась к тому, чтобы присутствие США в Польше стало постоянным. У Вашингтона есть политические и практические причины для того, чтобы рассматривать этот шаг, особенно если Польша покроет дополнительные расходы на постоянное присутствие американских сил в Польше. Такой шаг подчеркнул бы серьезный подход США к защите всего Североатлантического Альянса. Развернутые на передовой силы могут собирать ценные сведения о российских войсках и операциях, а также подробно изучать потенциальные поля сражений.
Текущие усилия Польши и США по укреплению обороны НАТО должны стать лишь первыми шагами в постоянной и совместной работе по усилению способности Североатлантического союза сдерживать потенциальную российскую агрессию. В конечном счете, чтобы надежно сдерживать российскую агрессию с применением обычных видов оружия против одной из стран НАТО или даже Украины, вероятно, потребуется присутствие в Польше полноценного тяжелого корпуса США, наряду с дальним огнем, мощной авиационной и противоракетной обороны и самолетов пятого поколения.
Дэн Гурэ (Dan Gouré), доктор философии, является вице-президентом научно-исследовательского центра общественной политики в Лексингтоне (Lexington Institute). Гурэ имеет опыт работы в общественном секторе и федеральном правительстве США, входил в группу переходного периода Министерства обороны 2001 года. Он пишет в Твиттере в своем собственном аккаунте @dgoure и в аккаунте Лексингтонского института @LexNextDC.