Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Milliyet (Турция): небезопасная зона

© AP Photo / Pablo Martinez MonsivaisПрезидент США Дональд Трамп на саммите NATO в Брюсселе. 12 июля 2018
Президент США Дональд Трамп на саммите NATO в Брюсселе. 12 июля 2018
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«США рассчитывают одновременно управлять и нами, и террористическими организациями», – заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По его мнению, Америка хочет создать безопасную зону в Сирии не для Турции, а для террористов, и у Анкары есть все основания для подобных опасений. В таких условиях тесные отношения с Россией – «главный козырь» Турции, отмечает «Миллиет».

Именно в тот момент, когда нарастали восторженные возгласы: «Наконец-то, США согласились с нами и, слава богу, приняли наше требование создать "безопасную зону", о которой мы все время твердили на протяжении семи лет»… Президент Эрдоган на днях резко публично заявил, что создается не «безопасная зона», за которую нужно благодарить небеса, а «небезопасная зона», которая должна вызывать подозрения:

«Они (США) рассчитывают одновременно управлять и нами, и террористическими организациями. Становится понятно, что наш союзник хочет создать безопасную зону не для нас, а для террористической организации».

Первая война в Персидском заливе

У Турции есть веское основание для таких опасений. Как известно, после Первой войны в Персидском заливе США объявили о создании «запретной для полетов зоны» к северу от 36-й параллели в северном Ираке. И таким образом разместили здесь Рабочую партию Курдистана (РПК). К тому же в те дни дала ростки нынешняя курдская автономная структура. 

Тогдашний президент Турции Тургут Озал (Turgut Özal), который предвидел это, ценой больших усилий обеспечил принятие парламентом документа, позволявшего отправить турецких военных в регион. Но не совсем так, как он хотел. И военным было предоставлено только право на самооборону. В итоге Турция смогла осуществить вмешательство в северный Ирак в крайне ограниченной форме. В то время посол Турции в Вашингтоне Нюзхет Кандемир (Nüzhet Kandemir), ушедший из жизни в прошлом году, как-то в ходе нашей беседы сказал:

«Даже если бы документ прошел в том виде, в каком хотел Озал, США разместили бы турецких военных в самой опасной зоне, которую мы можем назвать "треугольником смерти", на оси Багдад — Сирия. Турецкие военные не смогли бы войти в северный Ирак. Иными словами, ничего не изменилось бы. США ни тогда не хотели, чтобы Турция вошла в Ирак, ни сегодня не хотят».

Более того, бывший заместитель министра обороны США Пол Вольфовиц (Paul Wolfowitz) впоследствии признал: «Мы не сдержали обещаний, данных Турции во время Первой войны в Персидском заливе».

Меморандум 1 марта

После Второй войны в Персидском заливе курдское присутствие в северном Ираке еще более укрепилось. Эрдоган, который, несмотря на все усилия, не смог добиться принятия парламентом «меморандума 1 марта» (в 2003 году турецкий парламент отклонил меморандум, позволявший ввести турецкие войска в Ирак, — прим. пер.), позже, 7 февраля 2016 года, сказал: «Если бы меморандум 1 марта был принят и Турция была в Ираке, то Ирак не находился бы в таком положении. Турция должна была присутствовать за столом переговоров».

***

И вот теперь Анкара справедливо боится, что в северной Сирии повторится тот же сценарий. На этот раз она хочет присутствовать и иметь влияние за столом переговоров. Ведь Вашингтон не отказывается от своего сотрудничества с Отрядами народной самообороны (YPG). Понятно, что спорами о безопасной зоне США только пытаются выиграть время. Анкара, разумеется, осознает, что безопасная зона является неким начальным ходом, который позволит лишь временно спасти положение. И ее главная цель — полностью устранить угрозу YPG, препятствовать созданию здесь государства, тесно связанного с РПК.

Российский фактор

Но по сравнению с войнами в Персидском заливе на этот раз условия серьезно отличаются. Ни в Первую, ни во Вторую войну в Персидском заливе в Ираке не было никакого присутствия и влияния России. В то время как сейчас в Сирии именно Россия заказывает музыку. Здесь США не могут делать ходов вопреки России и даже без России. С этой точки зрения тесные отношения с Москвой — «главный козырь» Анкары. Прежде всего Россия, господствующая на западе от Евфрата, на данный момент прекратила поддерживать YPG в этом регионе, а это мешает этой организации объединить кантоны на западе и востоке от Евфрата.

Вместе с тем режим Асада, Иран и центральное правительство в Ираке не хотят, чтобы на севере Сирии возникло автономное или независимое курдское образование, и это тоже сегодня идет на пользу Турции.

Этими двумя преимуществами Анкара и должна воспользоваться наилучшим образом.

***

Но тем не менее необходимо постоянно подчеркивать, что, даже если с созданием безопасной зоны граница YPG будет отодвинута на 30 километров, как хочет Анкара, это не устранит ни присутствия YPG, ни угрозы возникновения курдского государства в будущем. Не должно создаваться впечатления, что Турция от страха готова принять меньшее из зол.

Поэтому переговоры с нашими американскими коллегами и прежде всего встреча, которую Эрдоган проведет в конце сентября с Дональдом Трампом в Нью-Йорке, чрезвычайно важны.