Решение руководства пражского района Бубенец о переносе памятника маршалу Коневу вызвало в Чехии невиданный всплеск эмоций. Популярное чешское издание «Днес» (Mlada frоnta Dnes) отмечает, что сегодня, много лет спустя после войны, чешское общественное мнение оказалось предельно расколото из-за попыток перенести памятник советскому маршалу Коневу. Скандал вокруг памятника возник не на пустом месте: он вписывается в попытки «ревизионистов» многих стран Европы переписать историю Второй мировой войны и принизить роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии. Теперь официальная версия чешских властей сводится к тому, что Прагу освободили власовцы, вернее, Первая дивизия РОА под командованием генерала Буняченко. Именно власовцы, по их словам, на первом этапе поддержали пражское восстание и не позволили гитлеровцам подавить его в крови. Однако, признают все историки, у власовцев не было сил, чтобы довести дело до конца: окончательно освободили Прагу бойцы Красной армии под руководством маршала Конева.
Памятник Коневу, которого принято называть освободителем Праги, был установлен в пражском районе Бубенец в мае 1980 года и приурочен к 35-й годовщине освобождения Чехословакии. Авторы памятника — чешские скульпторы Зденек Крыбусь и Вратислав Ружичка. Кампания против памятника началась много позже — в 2015 году: его мазали красной краской, писали оскорбительные надписи. Постепенно под эти акции была подведена идеологическая база: Конев якобы принес в Чехословакию «коммунистический тоталитаризм», участвовал в подавлении венгерского восстания 1956 года, был активным участником Берлинского кризиса 1961 года, а затем помогал планировать вторжение в Чехословакию в августе 1968 года. Около памятника была установлена табличка, «разъясняющая» негативную роль Конева в послевоенной истории Центральной Европы. Еще в 2018 году опрос показал, что за перенос памятника выступает лишь 0,15% жителей района Бубенец (Прага-6). Тем не менее акции вандалов продолжались. Их поддержал староста Праги-6 Ондржей Коларж и его сторонники в районной управе. Без проведения референдума они приняли решение о переносе памятника Коневу и установлении на его месте монумента «освобождения Чехословакии».
Что еще ставят в вину Коневу «ревизионисты»? В частности, бомбежки ряда городов тогдашней Чехословакии, о чем было запрещено говорить вплоть до падения коммунистического режима в 1989 году. Современные чешские историки пишут, что советская военная авиация подвергла 9 мая 1945 года бомбардировке Младу Болеслав, Мельник, Литомержице и другие чешские города, в результате чего погибли сотни человек. При этом они не упоминают, что шла война и советская авиация бомбила немецкие стратегические объекты, а также отступающие части вермахта и власовской армии. Конев торопился попасть в Прагу, поскольку с юга наступали американцы, которые успели взять Пльзень. Это было абсолютно необходимо, поскольку вот-вот должен был быть подписан акт о капитуляции Германии. Гораздо меньше чешские историки пишут о том, что англо-американские ВВС подвергли мирную Прагу сильнейшей бомбардировке 14 февраля 1945 года. Как утверждается, Прагу «ошибочно» перепутали с Дрезденом. Тогда погибло 700 человек, 1 200 были ранены, разрушены сотни домов в центральных кварталах города. Еще одна бомбежка Праги американцами имела место 25 марта 1945 года.
Все изменил август 1968 года, когда попытка либерализации коммунистического режима, подготовленная «группой Дубчека», закончилась вводом войск Варшавского договора, после чего страна погрузилась в «спячку» на 20 с лишним лет. В результате «бархатной революции» 1989 года рухнул коммунистический режим, Чехия вступила в ЕС и НАТО, а в стране сформировалась активная прозападная элита во главе с президентом Вацлавом Гавелом, которая безоговорочно приняла концепцию «евроатлантизма». Представители этой элиты постоянно раздували миф о советской, а затем и российской угрозе, напоминали о 68-м годе. Был покрашен в розовый цвет, а затем и вовсе убран из района Смихов советский танк Т-34, первым ворвавшийся в Прагу весной 45-го, стены домов регулярно раскрашивались антироссийскими надписями и граффити.
Но далеко не все чешское общество поддержало эту политику. Остались силы, с симпатией относящие к России, помнящие дружбу с СССР. Среди них — президенты Вацлав Клаус и Милош Земан, а также чешские коммунисты, которые остаются влиятельной силой и представлены в парламенте. О том, как думает и чувствует Чехия, нельзя судить по акциям местной либеральной «тусовки», к которой относится и староста Праги-6 Коларж.
Примечательно, что мюнхенское соглашение, оккупация Чехословакии и зверства, совершенные нацистами во время войны, никак не фигурируют в списке «горячих тем» чешской либеральной элиты. Напротив, 68-й год постоянно становится поводом для различного рода антироссийских акций. Видимо, зависимость сегодняшней Чехии от Германии и Евросоюза слишком велика, чтобы напоминать о больных моментах совместной истории. В целом, скандал вокруг памятника Коневу вписывается в некую глобальную тенденцию по пересмотру истории и сносу «идеологически неправильных» монументов. Не только посткоммунистичекие страны Восточной Европы (Польша, Украина, Прибалтика) занялись уничтожением памятников, но и в самих Соединенных Штатах начиная с 2015 года идет активный снос памятников генералам, воевавшим на стороне Юга в ходе Гражданской войны 1861-1865 годов. В Сан-Франциско планируют уничтожить фрески русского художника-эмигранта Виктора Арнаутова, поскольку они представляют колониальную историю Америки в «неправильном виде».
Скандал вокруг памятника Коневу может вызвать жесткую реакцию Москвы и сорвать двустороннее соглашение о воинских захоронениях. Согласно этому межправительственному соглашению, Чехия обязана заботиться о российских захоронениях, а Россия — о чешских, вернее, чехословацких. Речь идет о памятниках чехословацким легионерам, которые в 1918-1921 годах активно воевали в Поволжье и Сибири на стороне белогвардейцев. Решение об установке десятков памятников «белочехам» подвергалось острой критике в российских регионах и стало вынужденным компромиссом в целях укрепления российско-чешских дружественных отношений. Теперь судьба памятников легионерам вновь оказывается под вопросом. Вместе с тем все признают, что Чешская республика содержит русские воинские захоронения и в первую очередь могилы павших бойцов Красной армии в образцовом состоянии.