Газопровод с особым статусом
Развивая сотрудничество с Россией в газовом секторе, Германия одновременно развивает и систему газовой инфраструктуры для улучшения снабжения российским газом. При этом эта инфраструктура иногда выводится из-под прямого применения законодательства ЕС и получает особый статус для управления или использования. Так, в частности, произошло с трубопроводом OPAL, который был построен для продолжения газопровода «Северный поток».
В феврале 2009 года немецкий регулятор Bundesnetzagentur (BNetzA) вывел газопровод из-под действия немецкого антимонопольного законодательства на 22 года, мотивируя решение, среди прочего, и тем, что OPAL объединил рынки Германии и Чехии. В том же году Европейская комиссия приняла решение вывести 50% мощностей газопровода из-под требований Третьего энергетического пакета в части доступа третьих сторон (т. н. third party access).
Объем бронирования мощностей мог бы быть выше только в случае, если бы Газпром (или другой поставщик) реализовал так называемый gas release program — продажу минимум 3 миллиардов кубометров газа через аукционы для стимулирования конкуренции на рынке газа Чехии. Эту опцию так и не запустили — похоже, Газпром и не собирался ее реализовывать.
Еще больше льгот Газпрому?
В 2016 году немецкий регулятор Bundesnetzagentur уведомил Еврокомиссию о своем намерении изменить условия использования газопровода и увеличить доступ Газпрома к использованию мощностей OPAL. Комиссия согласилась и осенью 2016-го года своим решением открыла возможность для Газпрома использовать до 80% мощностей OPAL, не учитывая стоимость мощностей других газопроводов. Уже тогда НАК Нафтогаз Украины заявил о несовместимости такого решения с положениями Договора об учреждении Энергетического сообщества и возможном злоупотреблении Газпромом своей доминирующей позиции в странах Центральной и Восточной Европы.
В декабре 2016о года польская компания PGNiG ST подала иск в суд Европейского союза с требованием остановить решение Европейской комиссии, поскольку оно нарушало принципы энергетической солидарности. А в марте 2017 года НАК Нафтогаз Украины подал иск в Общий суд Европейского суда с требованием отменить решение Еврокомиссии как нарушаещее ст. 274 соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. В конце концов, 10 сентября Европейский суд в ответ на иск PGNiG ST признал, что эта основа функционирования ЕС была нарушена Европейской комиссией. Теоретически комиссия может подать апелляцию на это решение суда, но она должна быть ограничена только правовыми вопросами. Такая апелляция может быть подана в течение двух месяцев и 10 дней с момента оглашения решения суда.
«Северный поток — 2» под ударом
Если логика решение суда может быть использована для другого газопровода в Германии — EUGAL, который является продолжением «Северного потока — 2», то это может привести к существенному подорожанию и этого проекта Газпрома. Это даст дополнительные аргументы для сохранения транспортировки газа территорией Украины, добавив новые козыри украинской стороне для переговоров в Брюсселе, которые состоятся уже на следующей неделе. Впрочем, друзья Газпрома также не собираются сдаваться.
Пока страны Центральной и Восточной Европы празднуют победу в деле OPAL, немецкая сторона готовит следующее решение, которое тоже будет касаться украинского транзита. Речь идет о проекте закона, который должен имплементировать Директиву 2019/692/EC — изменения к так называемой Газовой директиве. Это именно те изменения, которые требуют распространять правила газового рынка ЕС на трубопроводы, проложенные из стран, не являющихся членами ЕС, и в первую очередь касаются Nord Stream-2.
Согласно новому законодательству, на такие газопроводы должны распространяться правила внутреннего рынка ЕС, а именно — доступ для третьих сторон, анбандлинг (разделение видов бизнеса компании — прим. ред.), не дискриминационные тарифы и прозрачность. Страны ЕС должны имплементировать директиву до февраля 2020-го года. Однако, здесь немецкая сторона творчески интерпретировала законодательство ЕС в процессе его имплементации.
Также упоминается о возможности возврата инвестиций и о роли газопровода для энергетической безопасности. Например, компания FNB Gas, комментируя законопроект, уже отметила, что «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» «вносят огромную лепту» в энергетическую безопасность Германии и ЕС в целом. Теоретически, такая версия, являющаяся попыткой обойти полноценную имплементацию директивы, может быть заблокирована Европейской комиссией. Но опыт с OPAL свидетельствует, о том, что сценарии развития событий могут быть разные.
Российский монополист и его союзники довольно умело уклоняются от требований права ЕС, получая эксклюзивные условия для своего бизнеса. Поэтому, празднуя, стоит оставаться более внимательными к новым немецким особенностям европейского законодательства.