Проект газеты «Нью-Йорк таймс» под названием «1619» — это амбициозная попытка переписать американскую историю, показав, что в ее основе лежат рабство и расизм. Тем не менее проект избирательно освещает исторические события и предлагает сомнительные интерпретации. Он также предлагает глубоко местечковый взгляд на вещи, в рамках которого мерилом всего выступает американская история.
Да, рабство — это черное пятно на американской истории, но наши идеалы всегда находились в прямом противоречии с ним. Во времена, когда была основана наша страна, рабство было распространено по всему миру, и когда этот институт укоренился на американском Юге, избавиться от него было не так-то просто.
Чтобы понять, что такое на самом деле «основанный на рабстве», посмотрите на Советский Союз. Если Америка создавалась для капитализма и свободы, то основополагающей идеей СССР был государственный контроль, неизбежно приводящий к рабству — или его российскому варианту: крепостному праву.
Русское крепостное право — многовековой институт
Институт русского крепостничества восходит к XII веку. В условиях крепостного права крестьяне были «привязаны» к земельному участку и им запрещалось покидать эту землю без разрешения. Историки полагают, что этот институт полностью сформировался к середине XVII века, когда личные рабы превратились в крепостных крестьян, а помещики получили право пожизненно разыскивать беглецов.
Крепостных покупали и продавали как рабов, хотя формально это было запрещено. За века своего существования крепостное право стало нормой для всех слоев российского общества. Иногда случались крупные восстания, но их возглавляли свободные казаки.
По мере того, как в русской элите укреплялись идеи Просвещения, крепостное право начали отвергать по моральным соображениям. Практические соображения, — особенно боевая готовность, экономическое развитие и страх перед бунтами, — также повлияли на то, что в итоге крепостное право было отменено. Формально крепостное право было упразднено царем Александром II в 1861 году, примерно в то же время, что и в Америке. Перепись 1857 года, проведенная накануне его отмены, зафиксировала 63 миллиона россиян, из которых 23 миллиона были частными крепостными, а еще 29 миллионов — государственными крепостными крестьянами. Государственные крепостные были освобождены в 1866 году.
Период постепенной отмены крепостного права
Закон 1861 года предоставил бывшим крепостным гражданские права, но экономический переход оказался сложным. Крестьян наделили землей, но она была куплена за государственные займы, которые следовало погасить через 49 лет. Землей управляли не отдельные крестьяне, а крестьянская община, или мир.
Хотя российская экономика поднялась после отмены крепостничества, накануне Первой мировой войны темпы ее развития были ниже, чем у великих европейских держав и Соединенных Штатов. Популярный у американских живописцев середины и конца XIX века сюжет — миссисипский пароход, современный, гордый и вдохновляющий.
Самый узнаваемый шедевр русской живописи после отмены крепостного права — это «Бурлаки на Волге» Ильи Репина. На картине изображена группа из 11 обездоленных мужчин, которые тащат баржу вдоль берега Волги. Либерально настроенные россияне любят указывать на контраст между этими двумя сюжетами, отражающий разные судьбы двух народов.
Тем не менее российское крестьянство достигло некоторого прогресса, особенно после аграрных реформ Петра Столыпина 1906 года. Столыпинская «ставка на сильных и трезвых» позволила отдельным крестьянам покупать участки земли в кредит и передавать эту землю потомкам. К 1913 году 10% земель превратились в частные хозяйства, а 20% крестьян решили организовать семейные хозяйства. Появился новый класс относительно обеспеченных, владеющих собственностью крестьян, или кулаков.
В остальном земельный вопрос по-прежнему оставался в центре внимания. Обещание Владимира Ленина передать землю крестьянам помогло большевикам прийти к власти в 1917 году.
От освобождения до нового закрепощения
Социализм — это, по определению, государственная собственность на средства производства. План Ленина ликвидировать кулачество как класс для предотвращения развития капитализма был полностью реализован Иосифом Сталиным.
Официально было объявлено раскулачивание, или ликвидация кулаков как класса, а облик врага этой политической линии, прикрытой марксистской риторикой, был довольно размыт. Поскольку определить, кто является кулаком, оставалось на усмотрение местных чиновников, которые должны были выполнять план, крестьяне со средним уровнем дохода также часто становились жертвами этой политики. Такая стратегия позволила Сталину заявить, что «успех вскружил голову» его палачам, и приказать им умерить пыл.
По стране прокатилась волна местных протестов против коллективизации: только в 1929 году их было 1300. Однако все это были разрозненные усилия. В Казахстане протесты иногда поддерживали даже представители местной коммунистической партии. На Северном Кавказе и в некоторых регионах Украинской ССР на подавление восстаний были брошены силы Красной Армии.
В протестах на местах приняли участие около 700-800 тысяч фермеров. Тех, кто сопротивлялся коллективизации, схватили и сослали в лагеря, а иногда просто бросали на просторах Сибири. Число ссыльных оценивается в 1,4 миллиона, многие из них погибли в трудовых лагерях или во время пути.
Государственное рабство коллективизма
В 1930-х годах СССР рассчитывал на продажу сельскохозяйственной продукции за границу для финансирования индустриализации своих городов. Поскольку во время раскулачивания цены на зерно по всему миру резко упали, Сталин направил специальные комиссии, чтобы выбить зерно у новоиспеченных колхозников и компенсировать потери.
Приспешники Сталина часто забирали все, в том числе часть зерна, отложенного для весеннего сева, закладывая основу для неурожаев. Искусственно созданный голод, опустошивший советскую деревню зимой 1932-33 годов, широко известен по украинскому названию Голодомор. На Украине, Северном Кавказе, в Казахстане и в Центральной России погибло около 5 миллионов человек.
Американцы, как правило, знакомы с Голодомором в контексте украинской истории, потому что около половины погибших были украинцами, и потому что украинцы во всеуслышание заявляли о нем, добиваясь независимости. Но искусственный голод также сделал этнических казахов меньшинством в Казахской ССР, их число сократилось с 60% до 38% населения.
Когда голодные крестьяне наводнили советские города в поисках работы и хлеба, государство попыталось контролировать миграцию. В декабре 1932 года в Советском Союзе были введены внутренние паспорта и прописка. Прописка — это запись в паспорте о регистрации места жительства в местной милиции, то есть полиции. Крестьянам отказывались выдавать паспорта, в которых они нуждались, чтобы переехать в города и найти работу. Таким образом было полностью восстановлено крепостное право в Советском Союзе.
Марксизм означает государственный контроль над вашим трудом
Крестьяне постепенно смирились со своей судьбой. Вековой образ мышления мира, или общины, послужил образцом для этого смирения. Только в 1974 году крестьянам разрешили иметь паспорта, но к тому времени правительство установило твердый контроль над средствами производства. Советские люди были вынуждены работать на государство, хотя практически каждый подрабатывал на стороне, по возможности эксплуатируя государство.
К несчастью, прописка до сих пор существует в России. Московская полиция выявила, что многие из арестованных этим летом во время акций протеста не являются, по официальным данным, местными жителями. Но они, конечно, как и все москвичи, живут, работают и учатся в этом городе. Они не прилетели в столицу из Владивостока и Астрахани на демонстрации. У них просто нет прописки.
Конечно, коллективизация была не единственным примером принуждения к труду в СССР. Очевидно, можно вспомнить систему ГУЛАГ, да и вообще о свободе нечего и говорить в отсутствие свободного рынка, на котором можно продавать свой труд и продукты труда.
Однако коллективизация — наглядный пример тому, что такое государство, «основанное на рабстве». Марксистская идеология предполагала государственный контроль, она не могла смириться с процветанием независимого класса освобожденных крепостных, поэтому СССР вновь закрепостил их и добился этого самыми садистскими методами, которые у него были, включая этнические чистки.
Соединенные Штаты были основаны на идеях Просвещения, которые противоположны рабству. Своеобразный институт рабства исчез, сметенный капитализмом и свободой. А для миллионов людей по всему миру и сегодня положение дел не изменилось.
Катя Рапопорт Седгвик — автор, живущая в Области залива Сан-Франциско. Публиковала материалы на сайтах «Дэйли коллер» (The Daily Caller) и «Лигал инсаррекшн» (Legal Insurrection).