Истребитель Су-27 стал самым успешным российским боевым самолетом. Он обладает превосходными показателями маневренности и боевого радиуса, благодаря чему России удалось не только повысить мощь ВКС, но и получить огромную прибыль от поставок данной модели другим странам. К сожалению, после крушения истребителя в 2016 году, которое привело к гибели пилота, в России приняли решение прекратить эксплуатацию всех Су-27. Кроме того, эта модель все более вытесняется российскими истребителями четвертого и пятого поколения. И все же отменные летные характеристики Су-27, а также исключительное мастерство российских летчиков по-прежнему у многих вызывают восхищение. Все дело в искусности, и инцидент в Баренцевом море в 1987 году — лишнее тому доказательство.
В том году 13 сентября на границу с СССР в акватории Баренцева моря устремился разведывательный самолет «Орион», на борту которого находилось девять членов экипажа под руководством командира воздушного судна, лейтенанта норвежских ВВС. Вскоре он оказался в поле зрения СССР, и для перехвата был немедленно направлен истребитель под управлением старшего лейтенанта Василия Цымбала. Цымбал пилотировал новейшую на тот момент модель истребителя Су-27. Выполнив бочку, он подлетел к «Ориону» с юго-западного направления. Норвежские летчики были немного удивлены, впервые в жизни увидев тот внушительный, вселяющий страх истребитель.
Когда Василий Цымбал оказался в непосредственной близости от разведывательного самолета, минимальная дистанция, на которую они приближались друг к другу, иногда достигала всего лишь двух метров. Норвежские летчики получили два предупреждения, после чего сигнализировали Су-27 о том, что они намерены покинуть воздушное пространство у границы с СССР. Однако стоило тому скрыться из виду, как разведывательное судно «Орион» снова развернулось, но, лишь приблизившись к береговой линии Советского Союза на расстояние 48 километров, норвежские летчики внезапно были настигнуты советским истребителем.
На этот раз Цымбал обошелся без каких-либо предупреждений — он опасно сблизился с «Орионом» и увеличил тягу. Элемент хвостового оперения Су-27 задел правый двигатель норвежского разведывательного самолета и вывел из строя винт, что сопровождалось резким звуком ломающегося механизма. На двигателе образовалась пробоина, и дробящийся винт буквально вонзился в корпус самолета. «Орион», находившийся на высоте 4500 метров, в мгновение ока упал на 3000 метров. К счастью, спустя минуту судно стабилизировалось, как нельзя вовремя появились два истребителя норвежских ВВС, которые сопроводили самолет-разведчик до ближайшей военной базы.
Этот инцидент продемонстрировал странам всего мира, насколько у советских летчиков отточены навыки пилотирования и насколько бесстрашно они несут военную службу. Кроме того, весь мир обратил внимание на новейший советский истребитель. Однако показавший в том инциденте свой крутой нрав старший лейтенант Цымбал в качестве наказания был отстранен от полетов и переведен на другую должность. Надо заметить, что такое дерзкое поведение всегда характеризовало Цымбала.
Ранее он преследовал норвежский разведывательный корабль. Находясь на сверхнизкой высоте, Цымбал сбрасывал на него отработанное масло, чтобы норвежские моряки при температуре несколько десятков градусов ниже нуля «принимали масляные ванны» на открытом воздухе. Однако эта дерзость сыграла с ним злую шутку, и в конце 90-х годов старший лейтенант Цымбал погиб при исполнении.