Высадка парашютистов в морозной Арктике, штурм палаточного лагеря захвативших заложников экстремистов в уральской степи — на территории российского Центрального военного округа и прилегающих областей, а также в Казахстане, Киргизии и Таджикистане в эти дни проходят ежегодные учения российских вооруженных сил. В них участвуют около 128 тысяч солдат и более 20 тысяч единиц техники. С этими цифрами следует обходиться с осторожностью — маневры уступают по размаху прошлогодним учениям «Восток-2018», а также позапрошлогодним «Запад-2017», в которых принимали участие также части белорусской армии. Те учения вызвали переполох среди военных и политиков стран НАТО. То, что эти учения не слишком обширны, можно приветствовать, но думать, что Россия в ходе «Центра-2019» не преследует геополитических и стратегических целей, было бы ошибочно.
Альянс с Китаем?
Год назад учения «Восток-2018» наделали много шума не только своим размахом, из-за чего многие СМИ начали писать о мощи российских войск и военной техники. Впоследствии, правда, оказалось, что значительная часть опубликованной информации была некоторым преувеличением, но большой интерес тогда вызвало участие в российских маневрах крупного китайского контингента. Многие эксперты трактовали это как сигнал в адрес Европы, Америки и тихоокеанских стран: Россия повернулась к своему восточному соседу не только в политическом и экономическом плане, но и в военном. В то же время демонстрация российской военной техники посылала сигнал и Пекину.
В этом году Народно-освободительная армия Китая также отправила в Россию 1,5 тысячи солдат и офицеров, став самым крупным иностранным участником учений «Центр-2019». Это дало повод для новых спекуляций вокруг все более тесного военного сотрудничества Китая и России. Совместное патрулирование у берегов Южной Кореи в июле, наделавшее немало шума, а также опубликованное российским руководством распоряжение по возобновлению переговоров о военном сотрудничестве считаются своего рода «предвестниками» создания военного альянса. Впрочем, есть большие сомнения в том, что Москва и Пекин действительно заинтересованы в официальном оформлении такого альянса. А углублением обменов и сотрудничеством они и так занимаются уже давно.
Беспокойство по поводу Афганистана
Ключевым элементом маневров «Центр-2019», по мнению многих российских военных экспертов, является многостороннее сотрудничество. Страны-члены Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), возглавляемой Москвой, традиционно участвуют в российских учениях; но теперь речь идет только о представителях Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Более важную роль играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав основателей которой входит Китай и в рамках которой впервые за долгое время свои войска для участия в организованных Россией учениях отправил Узбекистан.
Еще более примечательно участие в маневрах Индии и Пакистана, которые также входят в состав ШОС, но при этом враждуют между собой. Индия — один из крупнейших импортеров российского оружия, а когда-то была союзником СССР на субконтиненте. Для России очень важно одновременно поддерживать хорошие отношения с обеими азиатскими сверхдержавами — Китаем и Индией. Пакистану же, который много лет является союзником США, после появления Дональда Трампа в Белом доме не нравится, как с ним обращается Вашингтон. В то же время Пакистан является традиционным — так называемым «всепогодным» — союзником Пекина. Кроме того, Исламабад разделяет беспокойство России, Китая и центральноазиатских стран по поводу политики США в Афганистане.
Учения «Центр-2019» неспроста в значительной степени охватывают территорию Центральной Азии. Страны ШОС заинтересованы в совместном отражении угрозы, исходящей от исламистов на Гиндукуше. Большинство операций в рамках учений состоятся на российском полигоне «Донгуз» на границе с Казахстаном. Кроме того, будут задействованы российские военные базы в Киргизии и Таджикистане.
Присутствие на Крайнем Севере
В то же время было бы неверно предполагать, что цель «Центра-2019» — лишь отработать действия по борьбе с экстремистами и террористами, о чем в самом начале маневров говорили высокопоставленные российские военные. Тот факт, что учения проходят на пространстве от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, а в них участвуют суда соответствующих флотов, а также ВДВ и новые ракетные комплексы «Тор», доказывает, что Россия имеет стратегические интересы как на Крайнем Севере, так и к югу от своих границ.
В Арктике, на Карском море и море Лаптевых, где находятся Новая Земля и Новосибирские острова, Москва заботится о безопасности Северного морского пути и собственном присутствии в этом регионе. Буквально недавно стало известно, что на Новой Земле установлены новые ракеты ПВО типа С-400. Борьба, разворачивающаяся здесь, ведется не против террористов, а против других стран. Соседи России по Арктике особенно остро ощущают ее активность на Крайнем Севере.
Каспийское же море имеет большое значение в связи с участием России в войне в Сирии и «иранским фактором». Кроме того, здесь есть крупные запасы энергетических ресурсов, а еще Каспий находится в непосредственной близости от Черного моря. Здесь интересы России также сталкиваются с интересами НАТО. Впрочем, то, что «Центр-2019» должен продемонстрировать Североатлантическому альянсу мощь фактического партнерства России с Китаем, Индией и Пакистаном, о чем в преддверии маневров говорили российские эксперты, бесспорно лишь в одном аспекте: любые крупные маневры демонстрируют силу потенциальным противникам. А конфликт, в котором против Запада выступили бы сразу четыре ядерные державы, в настоящий момент представляется крайне маловероятным.