Если и есть страна, получившая наибольшую выгоду от глупой агрессивной политики Дональда Трампа, то это, несомненно, Россия. С тех пор, как нынешний американский президент и его команда пришли к власти, многие эксперты и аналитики предупреждали о рискованности его действий на международной арене, как в отношении союзников, так и противников. Они указывали на возможные последствия его политики для будущего Соединенных Штатов, их гегемонии и либерального миропорядка, который они создали после Второй мировой войны.
Последние события выражают эту общую тенденцию и тем самым подтвердили обоснованность данных предупреждений. Трампу не удалось нормализовать отношения с Россией, поскольку ключевые фигуры в его администрации и американском истеблишменте вновь начали гонку вооружений, которая представляет для нее экзистенциальную угрозу. Он также объявил беспощадную торгово-экономическую войну против Китая, параллельно с этим окружив его ракетами и войсками. Соединенные штаты напрямую участвуют в дестабилизации страны в рамках объявленной стратегии сдерживания ее мирного подъема.
Эти действия привели к беспрецедентному развитию китайско-российского партнерства с целью противостояния американцам. Благодаря политике максимального давления на Иран ситуация оказалась на грани войны и укрепила его сотрудничество с Россией и Китаем. То, как Соединенные Штаты относятся к своим европейским союзникам, создаёт для некоторых из них мощный стимул, особенно для Германии и Франции, чтобы открыть новую страницу в отношениях с Россией. То же самое можно сказать о Турции, президенты которой с момента основания республики не имели таких тёплых отношений с Москвой, которые связывают Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина.
Сегодня администрация Трампа пытается всячески унизить королей и принцев Саудовской Аравии. Это выражается в частых заявлениях о необходимости платить за американскую военную защиту, которая, как продемонстрировало нападение на объекты Saudi Aramco, имеет границы. Осмелятся ли саудовцы попытаться установить другие партнерские отношения в сфере безопасности и политики? Безусловно, российскому президенту, который послал им убедительные сигналы о готовности Москвы участвовать в таком партнёрстве, выгодно саудовское разочарование в Соединённых Штатах, как и любых других государств.
Российские враги Путина первыми выразили возмущение его успехам на фоне американской глупости. Один из них, Леонид Бершидский, комментатор Bloomberg и основатель российского экономического журнала «Ведомости», работающего в сотрудничестве с The Wall Street Journal и Financial Times, выбрал для своей статьи, посвященной анализу стратегии российского президента, замечательный заголовок — «Путин хочет стать тем, кто решает проблемы Ближнего Востока» (Putin Wants to Be the Middle East's Go-To Problem Solver).
Враждебность Бершидского к Путину не помешала ему дать достаточно объективную оценку его достижений. По его мнению, российский президент стремится убедить все страны Ближнего Востока, что работа с ним более эффективна, чем сотрудничество с американцами. Его предложение государствам Персидского залива о покупке российских противоракетных систем фактически является предложением гарантий Москвы. «Цель покупки таких систем обороны — не сбивать самолеты и ракеты противника, а получить российскую поддержку во время кризиса. Вот почему Эрдоган, страна которого является членом НАТО, рискует навлечь на страну американские санкции, и поэтому ему отказывают в приобретении самолётов F35», — пишет Бершидский.
По словам аналитика, успешное вмешательство России в сирийский конфликт как демонстрация силы и возможностей, могло бы стать четким сообщением для ближневосточных правителей, что Москва готова вмешаться в их интересах для поддержания стабильности их стран и сделает это быстро и без политических условий, в то время как Соединенные Штаты не предлагают ничего из этого. Хотя российско-иранское партнерство не может нравиться Саудовской Аравии, последняя имеет общие интересы с Москвой. Прежде всего это снижение негативного воздействия на мировой рынок нефти после становления США экспортером сланцевой нефти.
Саудовской Аравии трудно стать союзником России по причине стратегических отношений с Америкой в обозримом будущем, однако по мнению оппозиционера, в среднесрочной перспективе вопрос о том, кто будет решать проблемы Ближнего Востока, зависит от способности Соединенных Штатов брать на себя ответственность.
Противостояние Трампа Ирану не принесло желаемых результатов. Йеменская война, в которой Соединенные Штаты встали на сторону Саудовской Аравии, продолжается. Враг Америки Асад контролирует большую часть Сирии. Турция не почувствовала негативных последствий, бросив вызов США и купив системы С-400. Что касается Путина, то он говорит с потенциальными союзниками на понятном им языке. Посредничество Москвы в урегулировании кризиса в Персидском заливе, считавшемся в течение нескольких лет исключительно сферой влияния США, не менее важно, чем переход Турции от атлантического блока к множеству партнерств.
Если рассматривать эти изменения в совокупности с партнерскими отношениями, которые Москва установила с Пекином, Тегераном и Дели, несмотря на их альянс с Вашингтоном, с появлением общих интересов с Исламабадом и желанием Германии и Франции преодолеть последствия украинского кризиса и вернуть тепло в их отношения с Москвой, то Путин должен поблагодарить Трампа. Поблагодарить его за сведение внешней политики США к угрозам, максимальному давлению и шантажу. Его самый большой вклад на сегодняшний день заключается в ускорении возвращения России на международную арену в качестве ведущей державы, которая играет главную роль в различных регионах планеты.