На нынешнем Чемпионате мира по регби российских игроков тренирует тренер из Уэльса, однако есть у них и дальний французский прародитель. История началась во времена появления СССР.
Дело в том, что Жан Но (Jean Nau) был не просто «самым старым французским журналистом в Москве», который работал корреспондентом «Франс-Пресс» и газеты «Экип». «Он обожал спорт и способствовал появлению регби в Советском Союзе», — писала газета «Монд» после его похорон в Москве в июне 1981 года (он ушел из жизни в возрасте 76 лет).
Московский корреспондент
Иначе говоря, речь идет об истории британского спорта, который продвигался французом, бухгалтером по образованию. По данным Биографического словаря рабочего движения, он отправился в страну Советов еще в 1928 году. Бывшему секретарю отделения Коммунистической молодежи в Нанте тогда было 24 года. Он работал секретарем Красного спортивного интернационала, который занимался координацией деятельности коммунистических спортивных организаций (1921-1937).
Одно время молодой человек собирался вернуться во Францию. «В телеграмме уточняется, что он собирался уехать из СССР после потери места в Красном спортинтерне, и у него, судя по всему, сложилось не лучшее впечатление о стране», — говорит нам Рашель Мазюи (Rachel Mazuy) из Института современной истории, которой удалось получить доступ к архивам французского МИДа.
В конечном итоге Жан Но обосновался в стране. Он был дважды женат, в том числе на балерине Большого театра. И постепенно он перешел в журналистику. Когда он подготовил статью для близкого к французской Компартии издания «Мируар дю регби», он уже работал корреспондентом «Франс-Пресс» в Москве. Его статье «Как обстоят дела с регби в СССР» был отведен целый разворот с фотографиями. Журнал представляет его самого как «страстного поклонника регби (…), который заложил основы этого спорта в Советском Союзе».
Запрещенный Сталиным спорт
Год спустя Жан Но взял на себя роль тренера во время поездки в Белоруссию. Он говорит, что собрал московскую команду, которая отправилась помериться силами с игроками из Минска. Как бы то ни было, первый чемпионат СССР стартовал только через два года, в 1936 году. В нем участвовали четыре команды, а победа досталась «Динамо».
Через семь лет после смерти Сталина и через четыре года после доклада Хрущева о кровавой политике его предшественника, Жан Но допустил серьезное опущение в своей истории. Он объяснил спад популярности регби Второй мировой войной, и ничего не говорил о последующем периоде. Но именно в те годы Сталин ввел запрет на этот буржуазный спорт.
При Хрущеве у регби открылось второе дыхание. Опять-таки, при помощи французов, утверждает Жан Но. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. «Французские представители Спортивной и гимнастической федерации труда выступили в организационном комитете настоящими адвокатами регби, подчеркнув его характер как полноценного, воспитательного и коллективного спорта. Им удалось внести его в число принятых на фестивале спортивных дисциплин». На мини-турнире призовые места достались командам Румынии, Чехословакии и… Уэльса, в которой было «много легионеров».
Эта вышедшая в 1960 году статья завершается такими словами: «Советские регбисты смогут прекрасно проявить себя в международных встречах с румынами, поляками и чехами, после чего они могут померяться силами с французами и британцами».
Полвека спустя, на открытии Чемпионата мира 2019 года в Японии русские «медведи» уступили хозяевам (30:10), а 24 сентября проиграли Самоа (34:9). На их счету пока еще нет ни одной победы со времен первого участия в мировом первенстве в 2011 году.